Консолидированная финансовая отчетность с изъятием отдельных сведений |
Западные санкции привели к тому, что некоторые субъекты хозяйствования Беларуси и России стали опасаться распространять свою финансовую отчетность, тем не менее продолжают ее готовить по международным стандартам. Как известно, по этому пути пошли и некоторые подсанкционные белорусские банки.
С одной стороны, такой поворот событий мешает реально оценить финансовое положение субъектов хозяйствования, однако с другой — позволяет оградить последних от новых возможных санкций со стороны Запада.
При этом все осознают, что дефицит информации снижает доверие со стороны кредиторов (инвесторов) к субъектам хозяйствования, которые частично или полностью отказываются от публикации финансовой отчетности по МСФО.
Союзный договор Беларуси и России и соглашения в рамках ЕАЭС предполагают создание единого финансового рынка, и он должен основываться на единых стандартах учета и отчетности. Правда, в связи с действием западных санкций крупные российские и белорусские аудиторские компании, которые проверяют отчетность по МСФО, были вынуждены выйти из состава международных сетей, поскольку головные офисы этих сетей находятся в западных (недружественных) странах.
Судя по практике прошлого года, госорганы в Беларуси с пониманием относятся к поведению известных компаний, которые на фоне санкций прекратили публиковать отчетность по МСФО или стали публиковать отчетность фрагментарно. Некоторые организации начали исключать из своей отчетности сведения о бенефициарах, однако такие данные являются важной информацией для кредиторов и инвесторов.
Исходя из Международного стандарта аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» (далее — МСА 700 (пересмотренный), к аудиторскому заключению о полной консолидированной финансовой отчетности должна прилагаться именно эта проаудированная отчетность.
Поскольку МСФО реализуют «концепцию достоверного представления», аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности, составленное в соответствии с МСА 700 (пересмотренный), содержит мнение о достоверности этой отчетности в целом, предполагающее в том числе полноту раскрытой информации. Следовательно, исходя из МСА 700 (пересмотренный):
а) к аудиторскому заключению о полной консолидированной финансовой отчетности не может быть приложена консолидированная финансовая отчетность с изъятием отдельных сведений, в том числе раскрываемая консолидированная финансовая отчетность;
б) аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности не может быть представлено и (или) раскрыто вместе с консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений, в том числе раскрываемой консолидированной финансовой отчетностью.
Если аудиторской организации становится известно о факте представления и (или) раскрытия аудируемым лицом консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений вместе с аудиторским заключением о полной консолидированной финансовой отчетности, аудиторской организации необходимо провести оценку существенности влияния факта изъятия отдельных сведений из полной консолидированной финансовой отчетности на понимание предполагаемыми пользователями информации, раскрытой в полной консолидированной финансовой отчетности, и аудиторского заключения о ней. При необходимости аудиторская организация должна также выполнить дополнительные процедуры, предусмотренные Международным стандартом аудита 560 «События после отчетной даты» (раздел «Факты, которые стали известны аудитору после выпуска финансовой отчетности»), в том числе обсудить факт изъятия сведений с руководством аудируемого лица и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Кроме того, аудиторская организация должна установить, требуется ли внести изменения в консолидированную финансовую отчетность с изъятием отдельных сведений либо в аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности.
Аудиторская организация также обязана предпринять надлежащие действия для того, чтобы не допустить ненадлежащего использования аудиторского заключения о полной консолидированной финансовой отчетности. Ненадлежащее использование аудиторского заключения о полной консолидированной финансовой отчетности включает, среди прочего, его представление и (или) раскрытие вместе с консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений, если такое изъятие может оказать существенное влияние на понимание предполагаемыми пользователями информации, раскрытой в полной консолидированной финансовой отчетности, и аудиторского заключения о ней. В этой ситуации надлежащим действием аудиторской организации может стать требование исключить аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности из комплекта представленной и (или) раскрытой консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений.
ОСОБЕННОСТИ АУДИТА РАСКРЫВАЕМОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В раскрываемой консолидированной финансовой отчетности (подготовленной путем изъятия из полной консолидированной финансовой отчетности сведений, составляющих государственную тайну, и (или) «чувствительной» информации), в которой сохранено заявление руководства аудируемого лица о соответствии МСФО, исходя из пункта 23 (с) Международного стандарта аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (далее — МСА 705 (пересмотренный), в случае нераскрытия необходимой информации, если это не запрещено законами или нормативными актами, аудитор должен включить нераскрытую информацию в раздел «Основания для выражения мнения с оговоркой» модифицированного аудиторского заключения при условии, что это возможно (целесообразно), и аудитор получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении нераскрытой информации. В соответствии с пунктом A23 МСА 705 (пересмотренный) раскрытие отсутствующей информации в разделе «Основание для выражения мнения с оговоркой» нецелесообразно, если:
(a) подлежащая раскрытию информация не подготовлена руководством, или аудитор не может получить подлежащую раскрытию информацию иным образом, или
(b) подлежащая раскрытию информация, в соответствии с суждением аудитора, является чрезмерно объемной по сравнению с аудиторским заключением.
Исходя из МСА 705 (пересмотренный), если изъятие сведений из полной консолидированной финансовой отчетности оказывает всеобъемлющее влияние на эту отчетность, то аудиторская организация должна выразить отрицательное мнение о раскрываемой консолидированной финансовой отчетности. В связи с этим аудиторская организация обязана оценить, оказывает ли изъятие сведений из полной консолидированной финансовой отчетности всеобъемлющее влияние на эту отчетность и необходимо ли выпускать аудиторское заключение с отрицательным мнением.
По общеустановленным правилам, консолидированная финансовая отчетность с изъятием отдельных сведений, подготовленная корректурным способом, не должна содержать примечание к финансовой отчетности с заявлением руководства аудируемого лица о соответствии этой отчетности МСФО, равно как не содержит описание иной концепции подготовки консолидированной финансовой отчетности, аудиторская организация не может принять задание по проведению аудита такой отчетности.
Исходя из пункта 6 (a) Международного стандарта аудита 210 «Согласование условий аудиторских заданий», одним из обязательных условий принятия задания аудиторской организацией является определение приемлемости концепции подготовки финансовой отчетности. Поскольку концепция подготовки консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений, подготовленной корректурным способом, не установлена, аудиторская организация не может определить ее приемлемость.
При этом, как указано в пункте 2.1 настоящего документа, исходя из МСА 700 (пересмотренный), к консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений, подготовленной корректурным способом, не может быть приложено аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности. Если аудиторской организации становится известно о факте представления и (или) раскрытия организацией консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений, подготовленной корректурным способом, вместе с аудиторским заключением о полной консолидированной финансовой отчетности аудиторская организация может потребовать исключить аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности из комплекта представленной и (или) раскрытой консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений либо предпринять иные надлежащие действия для того, чтобы не допустить ненадлежащего использования указанного аудиторского заключения.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь