Формирование комбинированной финансовой отчетности в интегрированных хозяйственных структурах

Формирование комбинированной финансовой отчетности в интегрированных хозяйственных структурах |

Автор Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС" Илья Фомин, заместитель директора по экономике и финансам "Завод МТКС"
Номер № 04/2020
Количество просмотров 85
Автор МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

В статье рассмотрена методология формирования комбинированной финансовой отчетности в интегрированных хозяйственных структурах под общим контролем, то есть группах предприятий, фактически контролируемых одним или несколькими физическими лицами через их непосредственное участие в уставных капиталах всех предприятий, входящих в группу. Разработан алгоритм формирования отчетности. Выделены ее отличия от консолидированной финансовой отчетности. Предложена методика исключения внутригрупповых оборотов, остатков и нереализованной прибыли при формировании комбинированной отчетности, базирующаяся на подобной методике, использующейся при составлении консолидированной финансовой отчетности. Приведены числовые примеры использования разработок.

Не все интересы и потребности в раскрытии информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности интегрированных хозяйственных структур (групп предприятий, холдингов, конгломератов, ассоциаций и т.п.). Зачастую интегрированные хозяйственные структуры в нашей стране не имеют юридических связей типа «материнское предприятие — дочернее предприятие», основанных на отношениях собственности, хотя фактически контролируются одним лицом или группой лиц через непосредственное участие этих лиц в уставных капиталах всех предприятий, входящих в интегрированную хозяйственную структуру.

Экономические и социально-политические условия в Беларуси в значительной степени определили, чтобы в указанных группах специально устранялись любые юридические связи, благодаря которым появлялась бы возможность отследить и доказать какую-либо взаимозависимость предприятий группы. В числе причин формирования таких неформальных структур — защита активов от неблагоприятного воздействия нестабильной национальной экономики, от государственного рейдерства, оптимизация налоговой нагрузки и др.

Подобные структуры в международной практике получили название «бизнес под общим контролем». Отличительной чертой интегрированных хозяйственных структур под общим контролем является то, что предприятия не участвуют в уставных капиталах друг друга, поэтому в отношениях между ними не возникает контроля в понимании МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», а сама эта отчетность структурами составляться не должна.

Но такое положение дел вовсе не исключает потребности у группы в консолидации своей финансовой отчетности, так как преимущества объединения отдельных финансовых отчетов предприятий, входящих в интегрированную хозяйственную структуру, в единую финансовую отчетность, на взгляд авторов методологии, очевидны:

  • реализация принципа приоритета экономического содержания над юридической формой;

  • получение объективной информации о деятельности группы как единого хозяйствующего субъекта и, как следствие, расширение аналитических возможностей финансовой отчетности.

Интегрированные хозяйственные структуры под общим контролем вместо консолидированной формируют комбинированную финансовую отчетность, опираясь на положения МСФО, и некоторые аудиторские фирмы выдают положительное аудиторское заключение по такой отчетности.

Например, PriceWaterhouseCoopers уже несколько лет проводит аудит комбинированной отчетности одной из крупнейших на территории России, Беларуси и Украины интегрированных хозяйственных структур под общим контролем — «Альфа Групп». В настоящее время комбинированная отчетность не регулируется Международными стандартами финансовой отчетности, однако, как правило, составляется по правилам, установленным МСФО для консолидированной отчетности. При этом комбинированная отчетность обладает некоторыми существенными отличиями от консолидированной, которые будут рассмотрены далее.

Упоминание о предприятиях, находящихся под общим контролем, присутствует только в пункте 2(с) МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» в контексте того, что правила, установленные данным стандартом относительно объединения бизнеса, не распространяются на «объединение предприятий или бизнесов, находящихся под общим контролем».

В руководстве по применению данного пункта уточняется, что ...

Подробнее читайте в статье.



<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.