7 примеров из практики применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

7 примеров из практики применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» |

Номер № 03/2019
Количество просмотров 265
Автор отчетность, отчетность, право, право, акции, акции, МСФО МСФО

Для погружения в практику применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» начнем с напоминания, что контроль — возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании, с тем чтобы получать выгоды от ее деятельности. Контроль включает властные полномочия в отношении инвестиций, права или риски от деятельности объекта инвестиции, возможность использовать властные полномочия в отношении объекта инвестиций для оказания влияния на доходность объекта инвестиций. Доля неконтролирующих акционеров — это часть капитала дочерней компании, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно.

РУКОВОДСТВО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

После выявления соответствующей деятельности объекта инвестиций следующим шагом является определение того, как осуществляется руководство этой деятельностью. Так, МСФО 10 подразделяет этот процесс на следующие два этапа (хотя на практике эти шаги, как правило, сочетаются с выявлением соответствующих видов деятельности):

  •  выявление решений, затрагивающих соответствующую деятельность (МСФО 10.B12);

  •   определение тех прав, которые предоставляют полномочия по принятию подобных решений (МСФО 10.B14-B17).

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ — РЕШЕНИЯ КАСАЮЩИЕСЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Решения, касающиеся соответствующей деятельность, могут включать в себя:

  • основополагающие производственные и прочие наиболее важные решения относительно деятельности объекта инвестиций, включая утверждение бюджета;

  •  назначение и вознаграждение управляющего персонала или поставщиков услуг объекта инвестиций и прекращение их услуг или работы (МСФО 10.B12).

Эти решения влекут обширные последствия и относятся к наиболее высокому уровню руководства объектом инвестиций. В обычных объектах инвестиций, где соответствующие виды деятельности включают широкий спектр финансовых и производственных мероприятий, руководство, как правило, осуществляется именно при помощи подобных широкомасштабных решений. Другими словами, обычно нет необходимости определять соответствующие действия на более определенном и детализированном уровне. В сложных ситуациях, когда соответствующие действия приходится определять более детально, например, в вышеуказанных сценариях, определение руководства может быть связано с конкретными деталями предусмотренных договором прав и процессов.

МСФО 10 предусматривает два типа прав, которые могут предоставлять возможность принятия подобных решений (например, власть):

  • права голоса, предоставляемые долевыми инструментами, например, обыкновенные акции;

  • договорные права.

Предыдущие шаги — определение соответствующей деятельности объекта инвестиций и того, на что они направлены, определение применимой категории. Оценка контроля, как правило, будет более простой в тех случаях, когда власть предоставляется посредством наличия права голоса. В большинстве случаев, связанных с управляющими компаниями, а также прочими управленческими структурами, власть и контроль предоставляется именно за счет обладания большинством голосов. В то же время факт наличия контроля и власти над специализированными и структурированными организациями может подтверждаться, скорее, за счет конкретных договорных обязательств, нежели простого большинства голосов.

Блок-схема, приведенная ниже, иллюстрирует, в чем управление соответствующей деятельностью может отличаться для обычных и структурированных или специализированных объектов:

7 примеров.png

При этом в некоторых случаях право голоса также может играть определенную роль, однако она, как правило, ограничивается полем сугубо управленческих, административных вопросов, не оказывая существенного влияния на получаемые доходы. Приведенный далее пример позволит лучшим образом проиллюстрировать данную ситуацию:

ПРИМЕР 1: голосование против договорных прав

Банк А учреждает специализированную организацию В и, соответственно, получает контроль над всеми акциями новой компании. При этом организация В одновременно заключает договор факторинга дебиторской задолженности с Компанией С. Соглашение устанавливает условия, на которых организация B будет приобретать дебиторскую задолженность Компании C, и условия финансирования, предоставленного для этого Банком A. При этом в соглашении предусматривается, что Компания C будет нести ответственность за сбор и управление дебиторской задолженностью, в том числе в случае дефолта. Компания C также должна предоставлять гарантии того, что потери по переданной дебиторской задолженности не превысят определенного процента. При этом организация B ограничивает свою сферу деятельности только этой конкретной факторинговой программой. Акции, принадлежащие Банку А, предоставляют ей общие права голоса, но в то же время не могут устранить имеющиеся ограничения сферы деятельности организации В или аннулировать контракт с Компанией С.

Анализ

Хоть Банк А и обладает 100% акций организации В, маловероятно, что связанные с этими акциями права голоса предоставят возможность осуществления руководства над соответствующей деятельностью организации. Это следует из совокупности:

  •  ограничений, налагаемых на деятельность организации B;

  •   соглашения о факторинге, которое предусматривает, что Компания C будет управлять дебиторской задолженностью (которая, скорее всего, будет представлять собой деятельность, оказывающую наибольшее влияние на доходность Entity B).

СУЩЕСТВЕННЫЕ И ЗАЩИТНЫЕ ПРАВА (МСФО 10.B22-B28)

Проводя оценку наличия власти над объектом инвестиций, инвестор не рассматривает те права которыми обладает он или другой инвестор в тех случаях, если эти права:

  •  не являются «существенным»;

  •  являются сугубо «защитными».

    

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

2. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

3. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

4. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».
Колонка редактора

1. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.

2. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

3. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.