Влияние IFRS 9 на финансовую стабильность |
Европейский комитет по системным угрозам (European Systemic Risk Board — ESRB) опубликовал отчет о влиянии стандарта IFRS 9 «Финансовые инструменты» на финансовую стабильность, изучение которой он проводил с января 2016 года по поручению Европарламента.
Финансовая стабильность в Европе после принятия IFRS 9 рассматривалась с позиции двух основных аспектов:
§ измерение финансовых активов на основе справедливой стоимости;
§ новая парадигма ожидаемых кредитных потерь.
Вот о чем говорится в отчете:
«ESRB пришел к выводу, что IFRS 9 представляет собой значительное улучшение по сравнению с IAS 39 и, как ожидается, должен принести существенные выгоды с точки зрения финансовой стабильности. В сочетании с большей прозрачностью и определенностью, ассоциируемыми с его основанным на принципах подходом к классификации и измерению финансовых инструментов, более раннее и более полное признание потерь по обесценению в рамках новой модели ожидаемых кредитных потерь должно оказать благотворное влияние на финансовую стабильность».
Приложением к отчету идет еще одна публикация «Оценка циклических влияний IFRS 9 — рекурсивная модель» (Assessing the cyclical implications of IFRS 9 — a recursive model), которая описывает модель для оценки разных подходов к учету кредитных потерь по обесценению. В частности, здесь рассматривается влияние кризиса на банк, который рассматривает четыре разных подхода (в том числе модель понесенных издержек в рамках IAS 39 и разные варианты с ожидаемыми потерями, как они используются в американской практике и в МСФО).
ВЛИЯНИЕ IFRS 9 НА БАНКОВСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Внедрение новых требований к учету ожидаемых кредитных потерь в IFRS 9 «Финансовые инструменты» будет иметь самое существенное влияние на банковские организации. Привлечь внимание к этому моменту в очередной раз пытается Глобальная комиссия по общественной политике (Global Public Policy Committee). В состав этой комиссии входят представители шести крупнейших международных аудиторских сетей (KPMG, E&Y, Deloitte, PwC, BDO и Grant Thornton), и обсуждают они вопросы аудиторской профессии, актуальные с точки зрения общественного интереса.
GPPC, представляя отчет с вполне прозрачным названием «Внедрение банками требований по обесценению в IFRS 9», много внимания уделяет именно вопросам аудита (внутреннего, с позиции аудиторских комиссий), причем преимущественно системно значимых организаций. Тем не менее менее крупные банковские организации и другие финансовые институты также найдут полезным этот документ для практического применения.
Структура публикации такова, чтобы оказаться максимально полезной двум основным группам участников любой банковской организации, имеющим критическое значение для успешного внедрения IFRS 9, а именно:
§ лицам на руководящих должностях, присматривающим за внедрением. Первая часть документа как раз посвящена основным областям, на которые следует обратить внимание (управление и контроль, полнота и пропорциональность систем контроля, вопросы перехода);
§ финансы, управление рисками, IT и другие отделения, на которых также может лежать ответственность за переход. Во второй части обсуждаются ключевые компоненты внедрения нового подхода к учету кредитных потерь, в том числе сама методология ожидаемых кредитных потерь, дефолты, вероятность дефолта, потери в случае наступления дефолта, дисконтирование, макроэкономическое прогнозирование, сценарное прогнозирование и т.д.
РИСК СУЩЕСТВЕННОГО РАСХОЖДЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ПО IFRS 9
Глобальная комиссия по общественной политике (Global Public Policy Committee — GPPC) обращает внимание профессионального сообщества на публикацию, которая должна повысить качество аудита в отношении оценок ожидаемых кредитных потерь по модели, оговоренной в IFRS 9.
Речь идет о новых требованиях к учету ожидаемых кредитных потерь в соответствии с новым стандартом по финансовым инструментам, который будет иметь большое влияние на банковскую отчетность с момента, когда станет обязательным, и, соответственно, банковский аудит, особенно в случае применения стандарта ISA 540 «Аудит бухгалтерских оценок и соответствующих раскрытий».
Работа аудиторов, проверяющих сделанные банками оценки ожидаемых кредитных потерь, заинтересует многих стейкхолдеров — в первую очередь, разумеется, инвесторов и регуляторов. А с учетом того, какую важность банки имеют в мировой финансовой системе, то, наверное, практически каждого.
Речь идет преимущественно об аудите системно важных банков, хотя актуальность его для всех прочих банковских организаций и финансовых институтов не меньшая. С новыми требованиями стандарта IFRS 9 банкам придется более активно прибегать к профессиональному суждению и внедрять у себя более эффективные механизмы внутреннего контроля. Но что делать аудитору, если он подозревает наличие существенного расхождения? Это может произойти в случае:
§ сложности оценки ожидаемых потерь;
§ большого числа вводных данных и допущений, зависящих от суждения;
§ высокой неопределенности оценки.
В случае с крупными, системно важными банками потенциальный разброс оценок становится еще больше.
Глобальная комиссия по общественной политике надеется, что контролирующим органам удастся эффективнее оценивать адекватность реакции проверяющих аудиторов на риск существенного расхождения.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь