К каким новым нормам уже можно готовиться в связи с изменениями законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности |
Проект закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности» (далее — проект) разработан в целях расширения круга организаций, обязанных составлять бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность (далее — отчетность) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, применения этих стандартов организациями банковского сектора при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, приведения в соответствие с законодательными актами.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ
С 1 января 2017 г. введены в действие на территории Республики Беларусь в качестве ТНПА Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО). Между Министерством финансов и Фондом Международных стандартов финансовой отчетности заключено Соглашение об отказе от авторского права на территории Республики Беларусь. В рамках этого соглашения Фондом Международных стандартов финансовой отчетности предоставлен Министерству финансов документ «Концептуальные основы представления финансовых отчетов» (далее — Концептуальные основы) для опубликования на официальном сайте Министерства финансов. Концептуальные основы не введены в действие на территории Республики Беларусь в качестве ТНПА.
В то же время МСФО содержат прямые ссылки на Концептуальные основы, предписывающие руководствоваться этим документом непосредственно при применении профессионального суждения в отношении элементов финансовой отчетности и раскрытия информации о них. Концептуальные основы содействуют составителям финансовых отчетов при разработке положений учетной политики в случаях, когда ни один из стандартов не регулирует определенную операцию или другое событие или когда стандарт допускает выбор учетной политики, а также всем сторонам в понимании и интерпретации стандартов.
Поправки к ссылкам на Концептуальные основы изложены в документе Международных стандартов финансовой отчетности «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО (Поправки к стандартам МСФО)», введенном в действие на территории Республики Беларусь в качестве ТНПА постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 16.09.2019 № 622/15. Для обеспечения целостности и согласованности нормативной базы проектом предусматривается дополнение Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) и статьи 26 Закона о НПА нормой о введении в действие Концептуальных основ на территории Республики Беларусь в качестве ТНПА.
УТОЧНЕНИЕ ПОРЯДКА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ И ПУБЛИКАЦИИ МСФО
В соответствии с Соглашением об отказе от авторского права на территории Республики Беларусь, заключенным Министерством финансов и Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, при включении МСФО в законодательство могут быть внесены правки в МСФО, согласованные с Фондом Международных стандартов финансовой отчетности. В связи с тем, что внесение этих правок не является обязательным, проектом предусмотрена в ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете замена слова «определяются» словами «могут определяться».
Из ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете проектом исключаются слова «подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь», так как МСФО введены в действие на территории Республики Беларусь в качестве ТНПА, порядок опубликования которых установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.09.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов».
Включение организаций с участием государства и организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, путем их включения в котировальный лист, в состав общественно значимых организаций
Проектом предусмотрено введение обязанности составления отчетности в соответствии с МСФО организациями с участием государства, отвечающими определенным критериям, в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466 (далее — Программа развития), и Комплексом мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 № 18 (далее — Комплекс мер).
Согласно положениям раздела 5.7 «Совершенствование отношений собственности» главы 5 «Макроэкономическая политика и развитие институциональной среды» Программы развития во всех стратегически значимых организациях планируется внедрение стандартов отчетности согласно МСФО. Одновременно управление стратегически значимыми организациями и их объединениями планируется сконцентрировать в специализированных управляющих структурах (государственных органах, государственных корпорациях). В этой связи проектом вводится обязанность составления в соответствии с МСФО годовой индивидуальной отчетности, а в случаях, предусмотренных МСФО, годовой консолидированной отчетности для организаций с участием государства, в том числе республиканских унитарных предприятий, коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, включенных в перечень, устанавливаемый Советом Министров Республики Беларусь. При формировании этого перечня предполагается исходить из государственной и общественной значимости этих организаций.
Соглашением о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств — участников СНГ, ратифицированным Законом Республики Беларусь от 14.07.2014 № 183-З «О ратификации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств — участников Содружества Независимых Государств» (далее — Соглашение), установлено требование о составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО национальными хозяйствующими субъектами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
В рамках реализации Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999 подготовлена Союзная программа по унификации регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — Союзная программа), которая предусматривает формирование Российской Федерацией и Республикой Беларусь согласованного перечня общественно значимых организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» обязанность составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО установлена для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
Принимая во внимание нормы Соглашения и положения Союзной программы, в проекте предусмотрено расширение общественно значимых организаций за счет организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торговли ценными бумагами путем их включения в котировальный лист.
ВКЛЮЧЕНИЕ ОАО «БАНК РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» В СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Согласно п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»» (далее — Указ № 261) открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее – ОАО «Банк развития Республики Беларусь»), учредителями которого являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк, не является банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в значении, определенном в ст. 8 и 9 Банковского кодекса Республики Беларусь. Наряду с этим в соответствии с п. 1.16 Указа № 261 ОАО «Банк развития Республики Беларусь» отражает в бухгалтерском учете совершаемые им операции, а также составляет отчетность в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности банков.
Таким образом, в целях бухгалтерского учета и отчетности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» рассматривается как банк. В связи с этим в Закон о бухгалтерском учете проектом предусмотрено внесение дополнения о включении ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в состав банков.
ПЕРЕХОД ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО
Переход к регулированию бухгалтерского учета в банковской системе на основе МСФО является одной их задач денежно-кредитной политики Республики Беларусь в области развития финансового рынка и финансовых услуг.
В настоящее время отчетность в соответствии с МСФО составляется организациями банковского сектора в качестве дополнительного пакета отчетности наряду с отчетностью, составляемой в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
С целью определения МСФО единственными стандартами для составления отчетности банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковскими кредитно-финансовыми организациями (далее — банки), Национальным банком проектом предусмотрено внесение следующих изменений в Закон о бухгалтерском учете:
§ дополнение п. 1 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете нормой о нераспространении на головные организации банковских холдингов, не являющиеся банками, при составлении консолидированной отчетности, а также на Национальный банк, банки, в том числе являющиеся головными организациями банковских групп, банковских холдингов, положений ст. 3, п. 2, 6 и 7 ст. 9, п. 2 ст. 12, п. 7 и 8 ст. 14, ст. 15 и 16 Закона о бухгалтерском учете, отличающихся от положений МСФО. При этом головными организациями банковских холдингов, не являющимися банками, при составлении консолидированной отчетности, а также Национальным банком, банками, в том числе являющимися головными организациями банковских групп, банковских холдингов, будут применяться МСФО. Во избежание коллизий нормативных правовых актов проектом исключается применение головными организациями банковских холдингов, не являющимися банками, при составлении консолидированной отчетности, а также Национальным банком, банками, в том числе являющимися головными организациями банковских групп, банковских холдингов, статьи 3 Закона о бухгалтерском учете, поскольку указанные в этой статье принципы бухгалтерского учета и отчетности не в полной мере соответствуют содержащимся в Концептуальных основах качественным характеристикам полезной финансовой информации;
§ дополнение п. 1 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете нормой о применении Национальным банком положений ч. 4 п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 13, п. 9 ст. 14, п. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете с учетом МСФО;
§ введение терминов «финансовая отчетность», «бухгалтерская отчетность» для разграничения положений Закона о бухгалтерском учете, касающихся составления, представления и публикации отчетности в соответствии с МСФО и в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности;
§ исключение из ст. 16 положений по составлению Национальным банком, банками, головными организациями банковских групп, банковских холдингов индивидуальной и (или) консолидированной отчетности в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности;
§ дополнение ст. 17 предписаниями об обязанности составления Национальным банком, банками, головными организациями банковских групп, банковских холдингов отчетности в соответствии с МСФО, о порядке и сроках представления и публикации этой отчетности;
§ дополнение ст. 17 пунктом, определяющим, что порядок и сроки представления, порядок публикации отчетности Национального банка, составленной в соответствии с МСФО, определяются законодательными актами, в частности, Уставом Национального банка, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 320.
Переход к формированию Национальным банком, банками одного пакета отчетности с применением МСФО, обеспечение раскрытия информации об их финансовом состоянии в соответствии с принятыми в международной практике подходами в рамках одного пакета отчетности позволит снизить издержки (трудовые, материальные) Национального банка, банков на формирование этой отчетности и ее аудит.
УТОЧНЕНИЕ ТЕРМИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Определение термина «организация», приведенное в Законе о бухгалтерском учете, обусловило неоднозначное суждение о необходимости формирования учетной политики и отчетности в каждом обособленном подразделении организации, имеющем отдельный баланс. Для усиления однозначности понимания этого термина в проект не включены содержащиеся в Законе о бухгалтерском учете слова «их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс». Проектом предусмотрено также дополнение п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете частью о включении в учетную политику организации, имеющей филиалы и (или) представительства, способа организации бухгалтерского учета их деятельности (в организации и (или) в филиалах и представительствах). Из определения термина «организация» исключены также холдинги, которые представляют собой объединения юридических лиц согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь».
Установление обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности иностранными организациями в отношении деятельности, которая рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство
Пунктом 3 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) установлено, что иностранные организации в отношении деятельности, которая согласно ст. 180 НК рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
Обеспечение наличия правовых условий для ведения бухгалтерского учета, соответствующего требованиям законодательства Республики Беларусь, в случае открытия в Республики Беларусь филиалов иностранных организаций является одним из условий вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (п. 4.3 Концепции открытия и деятельности филиалов иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь).
В связи с этим п. 1 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете дополняется положением об обязательности ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранными организациями в отношении деятельности, которая согласно налоговому законодательству Республики Беларусь рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
ВЕДЕНИЕ УЧЕТА АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ
В государственных органах, имеющих воинские формирования, учет активов и обязательств ведется по упрощенной форме (без использования двойной записи), а учет материальных средств — в натуральных показателях. Такой порядок учета денежных и материальных средств отражает специфику функционирования воинских частей и подразделений, позволяет минимизировать трудовые и финансовые затраты, и при необходимости определить указанные средства в стоимостном выражении. В связи с этим проектом уточняется компетенция государственных органов, имеющих воинские формирования, на установление особенностей учета активов и обязательств в воинских формированиях без согласования с Министерством финансов.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗОВАТЬ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
В ст. 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) за уничтожение бухгалтерских документов и необеспечение их сохранности в качестве субъекта, который может быть привлечен к административной ответственности, указано должностное лицо юридического лица. Эта норма КоАП согласуется с п. 3 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете. В связи с этим п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете дополняется положением об обязанности руководителя организации организовать хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности.
Процесс бухгалтерского учета представляет собой последовательное перенесение учетной информации из первичных учетных документов в регистры бухгалтерского учета, а из последних — в отчетность. Иные документы могут использоваться для составления первичных учетных документов, но они не являются документами бухгалтерского учета. В регистрах бухгалтерского учета фиксируется учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах (п. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете). Отчетность составляется по данным регистров бухгалтерского учета. В связи с тем, что к документам бухгалтерского учета относятся только первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность, проектом предусмотрено исключение из ст. 18 Закона о бухгалтерском учете слов «других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности».
ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ТРЕБОВАНИЙ К ГЛАВНЫМ БУХГАЛТЕРАМ ОРГАНИЗАЦИЙ
В Законе о бухгалтерском учете используются слова «право работать по специальности бухгалтера» и «стаж работы по специальности бухгалтера».
В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК):
§ должность служащего — род трудовой деятельности в соответствии со служебным положением, должностными обязанностями, определенными на основании Единого квалификационного справочника должностей служащих либо иных актов законодательства;
§ трудовая функция — работа по одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией, технологическими картами и другими документами. Исходя из определения термина «трудовой договор» работник обязуется выполнять работу по одной или нескольким должностям служащих соответствующей квалификации согласно штатному расписанию.
Статьей 194 ТК предусмотрено, что в число документов, определяющих трудовой распорядок работников, входит штатное расписание. Как правило, штатное расписание отображает организационную структуру юридического лица, наименование и количество штатных единиц (должностей служащих и профессий рабочих) и другие сведения по решению нанимателя.
Основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка (ст. 50 ТК).
Пунктами 27 и 28 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, определены сведения, вносимые в трудовую книжку работника, в том числе запись о приеме или назначении в структурное подразделение организации с указанием его наименования, наименования должности служащего, профессии рабочего.
Запись о наименовании должности служащего, профессии рабочего в приказе (распоряжении) нанимателя о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу производится на основании штатного расписания. Исходя из вышеизложенного, работник принимается на работу в организацию на должность служащего (главный бухгалтер, бухгалтер, экономист и т. д.) согласно штатному расписанию и, как следствие, стаж работы не может исчисляться исходя из продолжительности его работы по специальности бухгалтера.
В связи с этим проектом предусмотрено в ст. 8 Закона о бухгалтерском учете: абз. 1 и 2 п. 3 изложить в следующей редакции:
«3. На должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка) назначается лицо, отвечающее, если иное не определено законодательными актами, следующим требованиям:
§ наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать в должности главного бухгалтера организации и стажа работы в области бухгалтерского учета, отчетности и (или) аудита, не менее трех лет;»;
§ абзац 2 ч. 3 п. 7 изложить в следующей редакции: «наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать в должности главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), и стажа работы в области бухгалтерского учета, отчетности и (или) аудита, не менее пяти лет;».
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НА АУТСОРСИНГ В ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Законом о бухгалтерском учете установлены повышенные требования к организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности для общественно значимых организаций в сравнении с аналогичными требованиями для иных организаций. Предусмотренная Законом о бухгалтерском учете передача ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в общественно значимых организациях третьей стороне не согласуется с их выделением в группу организаций, имеющих особый статус. В этой связи проектом предусмотрено исключение права руководителя общественно значимой организации, Национального банка передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, а также исключаются требования, установленные п. 4–6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, к работникам организаций и индивидуальным предпринимателям, оказывающим эти услуги.
СПРАВОЧНО
Законодательством отдельных стран не предусмотрена возможность передачи ведения бухгалтерского учета и составления отчетности третьей стороне, например, в Российской Федерации — для кредитных организаций (п. 3 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-З «О бухгалтерском учете»), в Республике Казахстан — для ведомств Национального банка и государственных исламских специальных финансовых компаний, а также для организаций публичного интереса (п. 2 ст. 8 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»).
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Пунктом 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете определено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Согласно п. 5 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения. Практика документального оформления хозяйственных операций показала, что в отдельных случаях целесообразно использовать накопительные первичные учетные документы, которыми оформляется несколько хозяйственных операций. В связи с этим в проекте предусматривается уточненная редакция п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете об оформлении хозяйственных операций первичными учетными документами, в соответствии с которой организации смогут составлять накопительные первичные учетные документы по группе хозяйственных операций, совершенных в определенную дату.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Первичные учетные документы должны содержать подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления (абзац 5 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).
При большом бумажном документообороте подписание каждого первичного учетного документа, как правило, несколькими должностными лицами собственноручно существенно замедляет процесс оформления хозяйственных операций.
Принимая во внимание положения ч. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Республики Беларусь, проектом предусматривается составление первичного учетного документа на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, и подписание его лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, за исключением первичных учетных документов, включенных в перечень, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь, в которых не допускается использование аналогов собственноручной подписи (за исключением электронной цифровой подписи) этого лица (этих лиц). Реализация этой нормы проекта позволит существенно упростить и ускорить процедуры документального оформления хозяйственных операций и ведения бизнеса.
Использование аналогов собственноручной подписи (за исключением электронной цифровой подписи) ответственных лиц будет ограничено в первичных учетных документах с повышенным риском допущения нарушений при их составлении путем определения Советом Министров Республики Беларусь перечня таких документов. В этот перечень предполагается включить товарно-транспортную накладную, товарную накладную, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о прием-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта, акт о передаче затрат, произведенных при создании инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, акт выполненных работ (оказанных услуг) и другие первичные учетные документы, которыми оформляются хозяйственные операции, оказывающие влияние на величину налоговых обязательств организаций.
Проектом предусмотрена возможность подписания ответственными лицами регистров бухгалтерского учета собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей (изменены редакции п. 2, 4–5 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете).
Проект содержит новую редакцию п. 6 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, предусматривающую право составления первичного учетного документа участником хозяйственной операции единолично в случаях, установленных законодательными актами, и (или) определенных Министерством финансов. Новая редакция этого пункта согласуется с абзацем 2 ч. 2 п. 20 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8, и п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».
КОРРЕКТИРОВКА ПОДХОДОВ К ПЕРЕСЧЕТУ ВЫРАЖЕННОЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ СТОИМОСТИ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности» обеспечение применения в Республике Беларусь на широкой основе МСФО в бухгалтерском учете значится в числе мер по повышению конкурентоспособности белорусской экономики и созданию благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития.
Пунктом 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете для организаций (за исключением Национального банка, банков) установлена обязанность пересчета на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте и на отчетную дату выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, авансов) в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее — белорусский рубль) по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь (далее — официальный курс).
Кроме того, согласно п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2014 № 599 «О списании курсовых разниц» (далее — Указ № 599) организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций) не производят пересчет в белорусские рубли по официальному курсу выраженной в иностранной валюте стоимости аккредитивов (на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату) и кредиторской задолженности, погашение которой осуществляется в форме аккредитива (на отчетную дату).
Таким образом, согласно Закону о бухгалтерском учете и Указу № 599 пересчету в белорусские рубли по официальному курсу не подлежит выраженная в иностранной валюте стоимость немонетарных активов и немонетарных обязательств (выданные и полученные авансы, уплаченная и полученная предварительная оплата, задатки, аккредитивы, кредиторская задолженность, погашение которой осуществляется в форме аккредитива). На практике нередко совершаются хозяйственные операции, в результате которых возникают немонетарные активы и немонетарные обязательства, не указанные в Законе о бухгалтерском учете и Указе № 599 (например, немонетарными обязательствами являются обязательства, в счет погашения которых предоставляется товар). Выраженную в иностранной валюте стоимость таких немонетарных активов и немонетарных обязательств организации вынуждены пересчитывать в белорусские рубли по официальному курсу. Это снижает достоверность отчетности, составляемой в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, а также не соответствует положениям Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов». В связи с этим проектом предусмотрено введение понятий «монетарные активы», «монетарные обязательства» и нормы о необходимости пересчета организациями (за исключением Национального банка, банков) выраженной в иностранной валюте стоимости монетарных активов и монетарных обязательств в белорусские рубли по официальному курсу на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В соответствии с ч. 2 п. 7 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете консолидированная отчетность составляется по группе организаций (холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете общественно значимые организации обязаны составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
На практике пользователи, в том числе потенциальные инвесторы и кредиторы, в целях оценки рисков при принятии решений об инвестировании или предоставлении кредита (условиях предоставления кредита) общественно значимым организациям используют в основном консолидированную отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО. Круг пользователей консолидированной отчетности общественно значимых организаций, составленной в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, ограничен.
В целях снижения трудозатрат на составление отчетности п. 7 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете предлагается дополнить частью, предусматривающей предоставление общественно значимым организациям (за исключением организаций, воспользовавшихся правом не составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО), головным организациям банковских холдингов, не являющимся банками, право не составлять консолидированную отчетность в соответствии с ч. 2 п. 7 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Частью 1 п. 2 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете установлена обязанность общественно значимых организаций (за исключением банков, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов) составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь. Исходя из этой нормы и приведенного в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете определения термина «общественно значимые организации», те страховые организации, которые имеют унитарные предприятия, дочерние и зависимые хозяйственные общества, дочерние унитарные предприятия, обязаны составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО.
Рынок страховых услуг, основными «игроками» на котором выступают страховые организации, является важной частью финансовой системы и выполняет функцию финансового стабилизатора, призванного обеспечить устойчивое развитие экономики страны. В этой связи к страховым организациям проявляется повышенное внимание со стороны участников финансового рынка, инвесторов, в том числе международных организаций.
С учетом вышесказанного и принимая во внимание то, что деятельность страховых организаций связана с привлечением денежных средств неограниченного круга лиц, проектом предусмотрено установление обязанности страховых организаций (за исключением страховых организаций, составляющих годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО) составлять годовую индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО, ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь