Обсуждаем проект поправок «Контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников» |
Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) выпустил проект поправок «Контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников» к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».
В международной практике существует большая вариативность форм договоров на покупку электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников. Некоторые представляют собой обычные договоры, другие предполагают нетто-расчеты по разнице между рыночной ценой и ценой по договору на объем энергии, произведенной конкретным генерирующим объектом.
Объем генерации энергии из возобновляемых источников, таких как, например, солнечные и ветряные, трудно точно прогнозировать, и он не может быть гарантирован в каком-то определенном размере, так как больше зависит от погодных условий, чем от планов производителя. Поэтому объем закупки электроэнергии может быть как больше, так и меньше потребностей покупателя в единицу времени.
Различают контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников, предполагающие физические поставки и не предполагающие таковых, каждый вид — с собственными последствиями с точки зрения составления отчетности по МСФО.
Соглашения, предполагающие поставку физической электроэнергии от конкретного генерирующего объекта (соглашения о покупке энергии физически), предусматривают контрактное обязательство покупателя по приемке поставки и оплате суммы электроэнергии, произведенной указанной в договоре электростанцией. Электроэнергия, приобретаемая в соответствии с соглашением о покупке энергии физически, может быть использована покупателем лишь в объеме его потребностей, а излишки нужно тут же продать в рынок. В связи с тем, что объем закупки по таким договорам может превышать производственные потребности в силу значительной непредсказуемости объемов «зеленой» генерации, как описано выше, по таким соглашениям в рамках действующей редакции МСФО (IFRS) 9 возникает вопрос о возможности применения к ним исключения, предусмотренного МСФО (IFRS) 9 для договоров, относимых к категории «используемых для собственных нужд». Применение указанного исключения позволило бы учитывать приобретения электроэнергии по соглашениям о покупке энергии физически как приобретения нефинансовых активов.
Соглашения, предполагающие лишь виртуальные поставки электроэнергии из возобновляемых источников (соглашения о покупке энергии виртуально), отличаются от соглашений о покупке энергии физически тем, что они не содержат обязательства покупателя о приемке электроэнергии. Вместо этого покупатель и поставщик соглашаются рассчитываться по разнице между ценой, предусмотренной контрактом, и действующей рыночной ценой по мере производства и поставки электроэнергии в сеть. Виртуальные контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников соответствуют определению производного инструмента, однако действующие требования к учету хеджирования не позволяют организации отразить стратегии управления рисками компании с учетом таких контрактов.
В сферу действия предлагаемых поправок входят только контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников, обладающие обеими следующими характеристиками:
§ источник производства электроэнергии зависит от природных явлений (поставку невозможно гарантировать); и
§ покупатель подвергается риску того, что объем закупки не будет соответствовать производственным потребностям за счет условия «оплаты по мере производства», заложенной в договор поставки.
Предлагаемые поправки к МСФО (IFRS) 9 и к МСФО (IFRS) 7:
§ устанавливают характеристики для определения перечня контрактов на поставку электроэнергии из возобновляемых источников, к которым применяются поправки;
§ вводят требования, позволяющие отнести договоры на поставку электроэнергии к категории договоров «используемых для собственных нужд»;
§ уточняют требования по учету хеджирования; и
§ включают дополнительные требования к раскрытию информации по всем контрактам, подпадающим под действие проекта для обсуждения.
Изменения в части требований по отнесению договоров к категории «используемых для собственных нужд» (п. 2.4 МСФО ( IFRS) 9) направлены на то, чтобы вынужденные закупки, неподконтрольные компании, не затрагивали оценку договоров, используемых для собственных нужд. При заключении договора на закупку и приемку электроэнергии из возобновляемых источников и на каждую отчетную дату покупатель по данным контрактам в соответствии с предполагаемыми изменениями в МСФО (IFRS) 9 должен будет рассмотреть следующие факторы:
§ цель, дизайн и структуру контракта, включая ожидаемые объемы поставки;
§ объясняются ли прошлые и ожидаемые продажи вскоре после поставки неиспользованной электроэнергии всеми следующими причинами:
а) подверженностью компании риску того, что объем закупки не будет соответствовать производственным потребностям за счет условий оплаты по мере производства;
б) дизайном и механизмами функционирования рынка электроэнергии, на котором происходит торговля электроэнергией, приводящими к тому, что у компании нет практической возможности изменить время или цену продажи; и
в) ожиданиями компании закупить как минимум эквивалентный объем электроэнергии в разумные сроки после продажи.
Также поправками предусмотрены изменения в части требований к учету хеджирования. которые направлены на то, чтобы неопределенность в отношении объема не влияла на возможность применения учета хеджирования.
Дополнение требований к раскрытию информации направлено на то, чтобы инвесторы лучше понимали воздействие на финансовые показатели и будущие денежные потоки соглашений по электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников. Предлагается, что продавцы и покупатели по всем таким соглашениям, попадающим в сферу действия поправок, должны будут раскрывать, среди прочего, следующую информацию:
§ условия контрактов;
§ объем электроэнергии из возобновляемых источников, который продавец планирует продать или покупатель планирует приобрести на протяжении оставшегося срока действия этих контрактов; или справедливую стоимость контрактов на отчетную дату в детализации по срокам;
§ долю электроэнергии из возобновляемых источников, покрываемой контрактами, относительно общего объема проданной или приобретенной электроэнергии за отчетный период;
§ покупателям необходимо раскрыть общий чистый объем приобретенной электроэнергии, среднюю рыночную цену за единицу электроэнергии на соответствующем спотовом рынке, а также, в случае если общий чистый объем, умноженный на среднюю рыночную цену, существенно отличается от фактической общей стоимости, — объяснение основных причин такой разницы.
Совет по МСФО ожидает обратную связь по этим предложениям, представленным в Проекте для обсуждения, до 7 августа 2024 г. Совет по МСФО рассмотрит комментарии, которые он получит по Проекту для обсуждения, и решит, принимать ли предлагаемые поправки. Вопросы практического применения рассматриваемых поправок компаниями в Российской Федерации необходимо дополнительно анализировать с учетом особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также с учетом активного развития рынка ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и возможного появления новых видов договоров. Еще раз обращаем внимание на то, что данные поправки применимы в ситуациях, когда покупатель подвергается риску несоответствия объема закупки его производственным потребностям. Рекомендуем заинтересованным сторонам обратить внимание на обсуждаемые поправки и проанализировать их с учетом специфики собственных договоров.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь