Аспекты учета готовой продукции и пути его совершенствования в белорусской практике в условиях перехода на МСФО |
Статья написана по результатам проведенного исследования на примере производственного предприятия, рассмотрены практические аспекты учета готовой продукции. Выводы, сформулированные в статье, направлены на совершенствование учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является важным условием эффективной деятельности. Правильно организованный учет готовой продукции является основой формирования информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью предприятия, включающей информацию, необходимую для формирования финансовых результатов за отчетный период.
При переходе на МСФО одним из проблемных участков учета на производственных предприятиях является учет порядка выпуска и реализации готовой продукции, поскольку от правильной оценки готовой продукции во многом зависит себестоимость реализованной продукции и чистая прибыль предприятия.
Производственный процесс в организации — предмете исследования осуществляется на основании технологического регламента и состоит из последовательных 11 стадий.
...
В соответствии с технологическим регламентом в процессе переработки и получения готовой продукции образуются технологические потери. Потери могут быть нормативными и сверхнормативными.
В соответствии с налоговым законодательством предприятие должно обосновать и документально подтвердить размер технологических потерь. Размер учитываемых при расчете налога на прибыль технологических потерь предприятие обосновывает соответствующим расчетом, который составляется с учетом особенностей производственного процесса. В нем организация определяет норматив образования отходов каждого конкретного вида используемых в производстве сырья или материалов, используя для этого отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб предприятия или иные лимиты, которые регламентируют ход технологического процесса. Первичным документом для учета потерь является технологическая карта производства, составленная главным технологом предприятия.
Согласно отраслевым инструкциям по бухгалтерскому учету затрат на производство продукции на счетах бухгалтерского учета безвозвратные отходы (потери) учитываются вместе с образующим их сырьем. Суммы технологических потерь предприятие принимает в уменьшение налогооблагаемой прибыли только в пределах обоснованных и документально подтвержденных нормативов.
Аналитический учет продаж, как и выпуска готовой продукции, ведется в разрезе наименований продукции. По каждому наименованию продукции отражается фактическая производственная себестоимость, управленческие расходы, расходы на продажу, начисленные налоги, поступившая выручка.
Подчеркнем, что на нашем исследуемом предприятии производственный процесс является непрерывным и ввиду непродолжительности технологического процесса производства и стабильности остатков сырья и материалов в соответствии с отраслевой Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции остатки сырья и реагентов на начало и конец месяца учитываются на материальных счетах.
...
В силу изменений в законодательстве страны у предприятия возникла необходимость перехода на Международные стандарты учета и отчетности. В процессе планирования такого перехода был утвержден план, с которым были ознакомлены все сотрудники, имеющие отношение к учету и отчетности. Переход на самостоятельную подготовку финансовой отчетности по МСФО начат с формирования отдела по МСФО.
Проанализировав решение о создании отдела по МСФО, считаем необходимым отметить, что решение о создании данного отдела без привлечения сторонних консультантов, по нашему мнению, может оказаться ошибочным. Проблема в том, что время, необходимое бухгалтеру для выполнения той или иной задачи, невозможно мимоходом выделить из уже действующего рабочего распорядка.
Мы считаем, что на данном, переходном, этапе можно воспользоваться услугами аутсорсинга. Рассмотрим преимущества и недостатки применения аутсорсинга, то есть передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе, которые специализируются в конкретной области и обладают знаниями, опытом и соответствующим техническим оснащением. По нашему мнению, в данной ситуации аутсорсинг позволит получить выгоду от использования опыта и знания поставщика ресурса (процесса) и таким образом достичь более высокого качества и сократить расходы по сравнению со стоимостью выполнения данных процессов самой организацией. При передаче функций (на этапе перехода на МСФО) на аутсорсинг предприятие реально сможет сэкономить на расходах.
Однако, несмотря на очевидный эффект от передачи таких работ на аутсорсинг, мы предлагаем рассмотреть комбинированный вариант. По нашему мнению, структура, при которой в организации создается отдел с сотрудниками, обладающими хорошими знаниями национального бухгалтерского учета и базовыми знаниями МСФО, а также привлечение на определенном этапе независимого консультанта будут более оптимальными. Мы считаем, что независимый консультант должен привлекаться на этапе формирования отчетности из обработанных специалистами отдела МСФО данных и решения методологических вопросов. В предложенном нами варианте консультант отвечает за подготовку отчетности, но большая часть технической работы производится внутри компании, что значительно снижает затраты на ее подготовку и позволяет не допускать к конфиденциальный информации «посторонних» лиц.
...
Внедрение предложенных в статье мероприятий позволит усовершенствовать не только систему учета готовой продукции и ее реализации в условиях перехода на МСФО, но и формировать наиболее полную и достоверную информацию о деятельности организации, повысить ее конкурентоспособность, интерес у заказчиков к данному предприятию и инвестиционную привлекательность.
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь