+375(17) 378-83-89

Оформить доступ
RSS

Методология

Обзор Совета по МСФО по итогам применения МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами»

Обзор Совета по МСФО по итогам применения МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» |

Оценка практики применения стандарта большинством респондентов была позитивной. Наиболее часто респонденты отмечали трудности, связанные с такими областями, как: § идентификация обязательств к исполнению; § указания по определению роли агента или принципала; § лицензирование; § идентификация обязательств к исполнению в договоре.
Цели и задачи Директивы ЕС Solvency II и стандартов МСФО для страховых компаний

Цели и задачи Директивы ЕС Solvency II и стандартов МСФО для страховых компаний |

Цели и задачи Директивы ЕС Solvency II: установление единой системы нормативно-правового регулирования в рамках ЕС для обеспечения защиты страхователей путем создания единообразных стандартов управления рисками обеспечения достаточности капитала, прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности для инвесторов в секторе страхования.
МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Основные преимущества

МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Основные преимущества |

Прошел год с момента публикации Советом по МСФО нового стандарта МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования», и остается чуть более года до даты обязательного вступления стандарта в силу — 1 января 2021 г. Каким образом сегодня международные страховые компании готовятся к новому режиму подготовки финансовой отчетности?
Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике

Качественная и количественная оценка увеличения кредитного риска (ECL/SICR). МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» на практике |

Рассмотрим, в какой мере оценка (значительного) увеличения кредитного риска (ECL/SICR) по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» может проводиться либо исключительно на количественной основе, либо исключительно на качественной основе, что такое «запаздывающий индикатор» и как рассчитывается риск возникновения дефолта.
Некоторые методологические аспекты применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в кредитных организациях

Некоторые методологические аспекты применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в кредитных организациях |

Согласно МСФО (IFRS) 16 «Аренда» с 1 января 2019 г. изменилось даже само понятие аренды: теперь необходимо определять, идентифицирован ли актив и переходит ли право на контроль его использования по договору аренды, чего не было в старых правилах. При оценке планируемого срока кредитные организации должны принимать во внимание право как на продление аренды, так и на ее прекращение. Рассмотрим особенности.
Какую информацию следует раскрывать в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

Какую информацию следует раскрывать в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» |

Требования к раскрытию информации о финансовых инструментах актуальны для любых компаний, даже не являющихся финансовыми учреждениями. Рассмотрим, какие раскрытия требуются в соответствии с МСФО (IFRS) 7. Фактически этот стандарт — продолжение МСФО (IFRS) 9. Рассматриваемый стандарт обязателен к применению любыми организациями в отношении всех типов корпоративных финансовых инструментов с небольшим исключением.
Сравниваем исправление ошибок в бухгалтерской отчетности по МСФО (IAS) 8 и НСБУ № 80

Сравниваем исправление ошибок в бухгалтерской отчетности по МСФО (IAS) 8 и НСБУ № 80 |

Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80. Данный НСБУ основан на МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», введенном в действие на территории Беларуси постановлением Совмина и Нацбанка от 19.08.2016 № 657/20. Рассмотрим отличия НСБУ № 80 от МСФО.
Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ

Проведение инвентаризации и отражение ее результатов: решаем проблемы на стыке МСФО и НСБУ |

МСФО напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации, тем не менее в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. Международный стандарт аудита № 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» причисляет инвентаризацию к основным процедурам контроля, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Принцип осмотрительности и его влияние на чистоту финансовой отчетности по МСФО

Принцип осмотрительности и его влияние на чистоту финансовой отчетности по МСФО |

Рассмотрим последствия применения принципа осмотрительности для достоверности и прозрачности финансовой отчетности, повышения уровня полезности отчетной информации для пользователей. Важно оценить, насколько принцип осмотрительности может повлиять на необоснованные ожидания относительно величины текущего и потенциального финансового результата.
Показатели оценки финансовой отчетности, составленной по МСФО

Показатели оценки финансовой отчетности, составленной по МСФО |

Рассмотрим классификацию пользователей финансовой отчетности, их информационные потребности и представим наиболее важные показатели для оценки отчетности с позиции заинтересованных пользователей для принятия обоснованных экономических решений. Для анализа деятельности предприятия пользователи финансовой отчетности должны рассмотреть большое количество различных показателей. Но особое значение имеют показатели платежеспособности и ликвидности предприятия.
Почему важно моделировать финансовое положение компании при переходе на МСФО

Почему важно моделировать финансовое положение компании при переходе на МСФО |

При первом применении МСФО прежде всего помнят, что наиболее осторожно признаются доходы и прибыль. Ухудшение финансового положения компании при переходе на МСФО (для белорусских компаний в среднем на треть) требует известной решительности, чтобы применять иные правила представления компании в ее отчетности. Прозрачность отчетности означает также и повышенные затраты на ее подготовку и представление.
Как разработать идеальные план счетов и баланс на основе Концептуальных основ

Как разработать идеальные план счетов и баланс на основе Концептуальных основ |

Совет по МСФО выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности (Conceptual Framework for financial reporting, сокр. IFRS Framework). С этим документом необходимо ознакомиться, так как внесены важные изменения. Прежде всего Совет по МСФО заполнил пробелы, введя важные концепции по теме изменения, представления информации и раскрытий, в том числе уточнив доходы и расходы в P&L и прочем совокупном доходе (OCI). Кроме того, уточнению подвергли ключевые определения активов и обязательств, а также критерии для их признания. Также Совет обновил подход к признанию активов и обязательств.
Методические подходы к формированию учетной политики сельскохозяйственных предприятий в соответствии с МСФО

Методические подходы к формированию учетной политики сельскохозяйственных предприятий в соответствии с МСФО |

Рассмотрим проблемы, связанные с профессиональным суждением и отражением в учетной политике подходов к определению существенной информации, допущения и требования к формированию учетной политики в соответствии с белорусским законодательством, а также методические подходы формирования учетной политики в зависимости от отраслевых особенностей и требований международных стандартов финансовой отчетности. Предлагаем конкретные модели формирования сельскохозяйственными организациями единой учетной политики.
Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО

Практикум по формированию учетной политики при подготовке первой финансовой отчетности по МСФО |

В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую и методическую. К организационно-технической составляющей учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.
Отражение резервов в финансовой отчетности по МСФО

Отражение резервов в финансовой отчетности по МСФО |

Признание обязательств, связанных с неопределенностью, — практическая задача, требующая профессиональной оценки. Кроме того, практика применения МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» довольно противоречива. Согласно МСФО (IAS) 37 резерв (provision) — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Поскольку резерв — это прежде всего обязательство, то он должен соответствовать определению обязательства.
Два варианта расчета суммы уценки ТМЦ по МСФО

Два варианта расчета суммы уценки ТМЦ по МСФО |

Бухгалтерский баланс не всегда отражает реальную стоимость активов, в том числе запасов. Согласно МСФО (IAS) 2 «Учет запасов» оценка запасов производятся по наименьшей из двух величин: себестоимости или чистой цене продажи. Учетной политикой компании может быть предусмотрено, что уценке подлежат материальные запасы, которые числятся на складе дольше, чем некоторый установленный компанией срок. При этом для разных видов запасов (материалы, товары, отдельные группы материалов или товаров) может быть установлен разный срок. Таким образом, возникает задача рассчитать сумму уценки.
Полемика
Аудит

1. Требования к раскрытию информации в новой Инструкции о порядке эмиссии ценных бумаг |

Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.

2. Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения: новации гл. 11 Налогового кодекса |

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

3. Скорректирован порядок представления в Минфин информации об осуществлении аудиторской деятельности |

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.11.2023 № 71 скорректировано постановление ведомства от 18.10.2019 № 57 «О порядке ведения аудиторского реестра и представлении информации об аудиторской деятельности».

4. Некоторые вопросы по оформлению документов при работе с резидентами Российской Федерации |

В Республике Беларусь форма и порядок оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» установлены Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11.
Колонка редактора

1. Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности |

Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.

2. Совет по МСФО вносит изменения в стандарты МСФО для МСП, связанные с международной налоговой реформой |

Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.

3. Совет по МСФО вносит изменения в требования к налоговому учету в связи с Pillar II |

С 1 января 2024 г. Pillar II начнет действовать полностью на территории стран ЕС: в декабре 2022 на заседании ECOFIN было объявлено о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки заседания). Все государства ЕС должны завершить имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года.