Стоимостная разница при изъятии и возврате криптовалют с виртуальных кошельков. Будущее применение норм Указа от 14.02.2022 № 48 |
Основные положения Указа от 14.02.2022 № 48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты» (далее — Указ № 48) вступают в силу с 17.05.2022.
Правовые и организационные основы государственной политики в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения определяет Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон). Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 8 Закона лица, осуществляющие финансовые операции, проводят идентификацию участников финансовой операции при открытии электронного кошелька.
В целях реализации указанных положений на практике, а также совершенствования законодательства о минимизации рисков по вовлечению виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности, в гражданский оборот Главой государства и издан Указ № 48, которым предусмотрено:
§ создание реестра адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности (далее ― реестр);
§ определение круга пользователей, заинтересованных в использовании (формировании, актуализации, получении сведений) реестра адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности.
СПРАВОЧНО
Согласно подстрочному примечанию к Указу № 48 для целей этого документа термины используются в значениях, определенных в приложении 1 к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики». В частности, виртуальный кошелек — это программное или программно-техническое средство, предназначенное для хранения цифровых знаков (токенов) и позволяющее его владельцу осуществлять операции с ними.
Указом № 48 утверждено Положение о порядке ведения и применения реестра адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности (далее — Положение).
Ведение и применение реестра позволит накапливать данные о выявленных заинтересованными государственными органами в ходе осуществления служебной деятельности адресах (идентификаторах) виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности, и предоставлять такие данные пользователям реестра с целью минимизации вовлечения виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности, в гражданский оборот.
В реализации Указа № 48 задействованы государственные органы, подчиненные Президенту Республики Беларусь, которые направляют в Государственное учреждение «Администрация Парка высоких технологий» (далее ― администрация ПВТ) сведения об адресах виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности.
Для минимизации рисков по вовлечению виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности, в гражданский оборот администрация ПВТ в соответствии с Положением о Парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 (в ред. Декрета от 21.12.2017 № 8), и Уставом администрации Парка высоких технологий, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 65, осуществляет полномочия и контроль, предусмотренные в ч. 4 ст. 16 Закона, с особенностями, определенными Президентом Республики Беларусь. В частности, администрация ПВТ осуществляет контроль за деятельностью резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих следующие виды деятельности:
§ оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги (в части совершения сделок, предусматривающих передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам, и удовлетворения требований владельцев цифровых знаков (токенов), обусловленных при их создании и размещении);
§ деятельность оператора криптоплатформы (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов));
§ деятельность оператора обмена криптовалют (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов));
§ иную деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащую признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов)), а также осуществление операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов) (в части совершения сделок, предусматривающих передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам, и удовлетворения требований владельцев цифровых знаков (токенов), обусловленных при их создании и размещении).
Администрация ПВТ в соответствии с Указом № 48 формирует реестр и обеспечивает его применение путем направления таких сведений пользователям реестра, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные в ч. 4 ст. 16 Закона, которые при получении актуализированной версии реестра отказывают в осуществлении финансовых операций с использованием адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, внесенных в реестр.
СПРАВОЧНО
Согласно подстрочному примечанию к Положению термин «финансовая операция» используется в значении, определенном в ст. 1 Закона, — сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг.
Указ № 48 обязывает юридических лиц — резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные в ч. 4 ст. 16 Закона, отказывать в осуществлении финансовых операций с использованием адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, внесенных в реестр адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, использовавшихся (используемых) для осуществления противоправной деятельности.
Пунктом 4 Указа № 48 определены особенности оборота (реализации) криптовалюты в случае отмены постановления (определения) о наложении ареста на имущество в случае заявления подозреваемым, обвиняемым или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, ходатайства об освобождении имущества от ареста для его реализации в целях возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий под контролем органа, ведущего уголовный процесс, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами об ипотеке.
СПРАВОЧНО
Криптовалюта — биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена.
Таким образом, с принятием Указа № 48 сформировано правовое регулирование, направленное на пресечение осуществления гражданами и юридическими лицами противоправной деятельности с использованием виртуальных кошельков.
Совету Министров Республики Беларусь предписывается в трехмесячный срок принять меры по реализации Указа № 48.
От редакции: важная ремарка к Указу № 48
Указом № 48 устанавливается порядок наложения ареста на криптовалюту, что очень важно для держателей «крипты», — обращает внимание IT-юрист Илья Рокач.
Что будет с изъятой криптовалютой?
Предположим, что в отношении юрлица или некоего гражданина в рамках ведутся следственные и оперативно-розыскные мероприятия и установлено, что у него имеется криптокошелек, в котором хранится, допустим, 1 BTC.
Получив пароль от криптокошелька, органы получают доступ к криптовалюте. Следователь на основании ст. 132 УПК выносит постановление о наложении ареста на криптовалюту, хранящуюся в кошельке.
Далее, на основании п. 4 Указа № 48 криптовалюта в принудительном порядке под контролем органа, ведущего следствие, может быть обменена на денежные средства через криптообменник / криптобиржу, являющиеся резидентами ПВТ. В случае, когда обмен на денежные средства таким путем окажется невозможным, он может быть осуществлен без участия резидентов ПВТ (к примеру, Binance и пр.), а денежные средства будут переведены на банковский счет, контролируемый следственным органом, — отметил специалист.
Учет криптовалюты и документирование всех действий при этом будут осуществляться следственными органами, вынесшими постановление о наложении ареста/изъятии криптовалюты.
И если следствие не докажет вину гражданина и решит прекратить производство по делу, ему обязаны будут вернуть криптовалюту. Но тут есть нюанс! Возврат будет осуществлен по курсу на момент наложения ареста.
Допустим, криптовалюта, на которую был наложен арест, была реализована по условному курсу: 1 ВТС = $40 тыс. При этом даже если на день возврата этот курс уже составляет $70 тысяч, согласно п. 4.4–4.5 Указа № 48 возврат средств будет произведен в размере, не превышающем сумму, полученную от реализации криптовалюты.
А если при реализации с суммы сделки еще была снята и комиссия, то она тоже не будет возвращена, — констатирует специалист.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь