МСФО (IAS) 34: на что обратить внимание при подготовке сокращенной промежуточной финансовой отчетности в 2023 году |
Наши коллеги из московского офиса компании Б1 подготовили традиционный Контрольный перечень раскрытия информации в сокращенной промежуточной финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО за промежуточные периоды для организаций, отчетный год которых заканчивается 31 декабря 2023 года. Эти рекомендации применяются в отношении сокращенной промежуточной финансовой отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Публикуем извлечение из их огромного труда, обращая ваше внимание только на основные вопросы.
МСФО (IAS) 34 не устанавливает, какие организации должны публиковать промежуточные финансовые отчеты, как часто или в какой срок после окончания промежуточного периода. Однако часто государственные органы, регуляторы рынка ценных бумаг, биржи и профессиональные бухгалтерские организации требуют, чтобы организации, чьи долговые или долевые ценные бумаги свободно обращаются на открытом рынке, публиковали свои промежуточные финансовые отчеты.
МСФО (IAS) 34 применяется, если организация обязана или по собственному усмотрению решает публиковать промежуточный финансовый отчет в соответствии с МСФО.
Промежуточный финансовый отчет может содержать либо полный комплект финансовой отчетности (согласно описанию в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»), либо сокращенный комплект финансовой отчетности (согласно описанию в МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»).
МСФО (IAS) 34 не содержит положений, запрещающих или препятствующих организации публиковать полный комплект финансовой отчетности в составе промежуточного финансового отчета, а не сокращенную финансовую отчетность и избранные пояснительные примечания к ней.
Принципы признания и оценки, содержащиеся в МСФО (IAS) 34, применяются также и к полной финансовой отчетности за промежуточный период, и в такую отчетность будет включаться вся информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 34 (в частности, пояснительная информация, раскрываемая в избранных примечаниях согласно пункту 16A МСФО (IAS) 34), а также информация, раскрытия которой требуют другие стандарты.
В других МСФО определяются раскрытия, которые должны содержаться в финансовой отчетности. В этом контексте под «финансовой отчетностью» подразумевается полный комплект финансовой отчетности, который обычно включается в годовой финансовый отчет, а иногда — в другие отчеты. Раскрытия, требуемые этими другими МСФО, не являются обязательными, если промежуточная финансовая отчетность организации включает только сокращенную финансовую отчетность и избранные пояснительные примечания, а не полный комплект финансовой отчетности.
Данный контрольный перечень содержит только те требования к раскрытию информации в промежуточной отчетности, которые установлены МСФО непосредственно в отношении сокращенной финансовой отчетности. Согласно пункту 6 МСФО (IAS) 34 информация, которая дублирует информацию, приведенную в последней годовой финансовой отчетности, например, подробная информация по статьям, которые не изменились значительно с момента окончания последнего завершенного финансового года, может не раскрываться повторно. Однако в соответствии с принципами «Концептуальных основ» и пунктом 15 МСФО (IAS) 34 должна быть раскрыта информация о событиях, имевших место после окончания последнего годового отчетного периода, которые оказывают существенное влияние на промежуточную финансовую отчетность. Например, необходимо раскрыть информацию о значительных изменениях учетной политики и применяемых методах, и оценках, использованных при подготовке финансовой отчетности, состоянии долгосрочных договоров, капитализации (включая привлечение новых значительных займов или изменение условий уже имеющихся финансовых соглашений), а также изменения в структуре организации вследствие объединений бизнесов или выбытий.
Если организация публикует полный комплект финансовой отчетности за промежуточный период, форма и содержание такой отчетности должны соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1 в отношении полного комплекта финансовой отчетности. В таком случае в дополнение к настоящему контрольному перечню также необходимо заполнить наиболее актуальную версию контрольного перечня, применяемого в отношении годового отчетного периода (Контрольный перечень раскрытия информации в годовой финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО по состоянию на 31 декабря 2022 года).
Отчетный год заканчивается 31 декабря 2023 года
Эксперты Б1 подчеркивают, что подготовленные ими рекомендации и контрольный перечень применяется в отношении организаций, которые подготавливают промежуточную сокращенную финансовую отчетность и отчетный год которых заканчивается 31 декабря 2023 года. Таким образом, рекомендации и перечень могут быть неуместными в случае, если годовой отчетный период организации заканчивается на более позднюю дату в силу того, что на эту дату могут вступить в силу стандарты и поправки, не применявшиеся в отношении годовых отчетных периодов, заканчивающихся 31 декабря 2023 года.
Перед подготовкой отчетности необходимо обратиться к сайту Совета по МСФО, чтобы убедиться, что в период между датой обновления рекомендаций и контрольного перечня (31 мая 2023 года) и датой одобрения сокращенной промежуточной финансовой отчетности к выпуску новые МСФО не публиковались.
Существенность
В МСФО изложены минимальные требования к раскрытию информации.
Минимальные требования к раскрытию информации применяются в том случае, если операция, событие или статья, к которым применяется требование к раскрытию информации, являются существенными для организации, как разъяснено в пункте 23 МСФО (IAS) 34.
Таким образом, применяя настоящий контрольный перечень, нужно тщательно анализировать существенность информации. Раскрытие несущественной информации в некоторых случаях может уменьшить уместность финансовой отчетности. В таких случаях подобную информацию необходимо исключить.
Прочее
При раскрытии информации в финансовой отчетности всегда требуется представление сравнительных сумм, если только соответствующий МСФО не содержит ясно выраженного исключения из этого требования.
Изменения в списке требований в текущем году
Чтобы помочь пользователям настоящего контрольного перечня определить изменения в требованиях в отношении раскрытия информации для организаций, отчетный год которых заканчивается 31 декабря 2023 года, в сравнении с прошлыми отчетными периодами, в перечне требований использованы следующие пояснения:
Досрочное применение (ДП) — пункт, применимый только в случае, если организация досрочно применила какой-либо стандарт (включая поправки к стандартам);
Первое применение (ПП) — пункт, применимый впервые в этом году для всех организаций в связи с вступлением в силу какого-либо стандарта (включая поправки к стандартам);
Новый (Нов) — пункт, который был добавлен в перечень в связи с вступлением в силу или в связи с досрочным применением какого-либо стандарта (включая поправки к стандартам);
Измененный (Изм) — пункт, который был изменен в сравнении с предыдущей редакцией стандарта в связи с вступлением в силу или в связи с досрочным применением каких-либо стандартов (включая поправки к стандартам).
Требования рекомендательного характера отмечены признаком «Необязательный» («Н/о»).
При подготовке промежуточной финансовой информации учитывается, какие новые стандарты и разъяснения являются обязательными для применения в следующей годовой финансовой отчетности (за текущий год), поскольку организации, как правило, начинают применение этих стандартов во всех промежуточных периодах в течение этого года.
Название |
Статус |
Дата выпуска первоначальной редакции стандарта |
Дата вступления в силу (годовые периоды, начинающиеся на указанную дату или после нее) |
Вступают в силу для годовых (и соответствующих промежуточных) периодов, заканчивающихся после 31 декабря 2023 года |
|||
Поправки к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28 — «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием» |
Допускается досрочное применение |
Сентябрь 2014 года |
См. примечание 1 ниже |
Поправки к МСФО (IFRS) 16 — «Обязательства по аренде при операциях продажи с обратной арендой» |
Допускается досрочное применение |
Сентябрь 2022 года |
1 января 2024 года |
Вступают в силу для годовых (и соответствующих промежуточных) периодов, заканчивающихся после 31 декабря 2023 года |
|||
Поправки к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных» (включая поправку к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных — перенос даты вступления в силу», выпущенную в июле 2020 года) |
Допускается досрочное применение |
Январь 2020 года |
1 января 2024 года См. примечание 2 ниже |
Поправки к МСФО (IAS) 1 — «Долгосрочные обязательства с ковенантами» |
Допускается досрочное применение |
Октябрь 2022 года |
1 января 2024 года См. примечание 2 ниже |
Поправки к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7 — «Соглашения о финансировании поставщиков» |
Допускается досрочное применение |
Май 2023 года |
1 января 2024 года |
Вступают в силу для годовых (и соответствующих промежуточных) периодов, заканчивающихся 31 декабря 2023 года |
|||
МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» (включая поправки к МСФО (IFRS) 17, выпущенные в июне 2020 года, и поправки к МСФО (IFRS) 17 «Первоначальное применение МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9 — сравнительная информация», выпущенные в декабре 2021 года) |
Обязательные |
Май 2017 года |
1 января 2023 года |
Поправки к МСФО (IAS) 8 — «Определение бухгалтерских оценок» |
Обязательные |
Февраль 2021 года |
1 января 2023 года |
Поправки к МСФО (IAS) 1 и Практическим рекомендациям № 2 по применению МСФО — «Раскрытие информации об учетной политике» |
Обязательные |
Февраль 2021 года |
1 января 2023 года |
Поправки к МСФО (IAS) 12 — «Отложенный налог, связанный с активами и обязательствами, которые возникают в результате одной операции» |
Обязательные |
Май 2021 года |
1 января 2023 года |
Поправки к МСФО (IAS) 12 — «Международная налоговая реформа — общие правила Компонента 2 (Pillar 2)» |
Обязательные |
Май 2023 года |
См. примечание 3 ниже |
Примечание 1
В декабре 2015 года Совет по МСФО отложил вступление в силу поправок к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28 — «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием» на неопределенный период до завершения своего исследовательского проекта по методу долевого участия.
Примечание 2
В октябре 2022 года Совет по МСФО выпустил поправки к МСФО (IAS) 1 — «Долгосрочные обязательства с ковенантами», в результате чего дата вступления в силу поправок к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных» была перенесена с 1 января 2023 года на 1 января 2024 года.
Если организация применяет поправки к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных» досрочно после даты выпуска поправок к МСФО (IAS) 1 — «Долгосрочные обязательства с ковенантами», она должна применять поправки к МСФО (IAS) 1 — «Долгосрочные обязательства с ковенантами» к этому же отчетному периоду.
Если организация применяет поправки к МСФО (IAS) 1 — «Долгосрочные обязательства с ковенантами» досрочно, она обязана также досрочно применить поправки к МСФО (IAS) 1 — «Классификация обязательств как краткосрочных или долгосрочных».
Примечание 3
В мае 2023 года Совет по МСФО выпустил поправки к МСФО (IAS) 12 — «Международная налоговая реформа — общие правила Компонента 2 (Pillar 2)». Организация должна применять данные поправки непосредственно с даты их опубликования в отношении учета налога на прибыль, возникающего в результате действия налогового законодательства, введенного для реализации общих правил Компонента 2 (Pillar 2), опубликованных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Требования к раскрытию информации, установленные данными поправками, организация должна применять в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты (в промежуточной финансовой отчетности не требуется раскрывать информацию). Исключением является требование раскрывать информацию о применении организацией исключения из требований МСФО (IAS) 12 в отношении признания и раскрытия отложенных налогов, связанных с налогами на прибыль Компонента 2 (Pillar 2), которое вступает в силу непосредственно с даты опубликования.
Инструкция по заполнению
В разделе «Перечень требований к информации, раскрываемой в сокращенной промежуточной финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО» отражается полный перечень требований, содержащихся в Международном стандарте финансовой отчетности МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» и прочих Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), применимых к сокращенной промежуточной финансовой отчетности.
Если организация представляет полный комплект промежуточной финансовой отчетности, ей следует в дополнение к данному перечню использовать «Контрольный перечень раскрытия информации в годовой финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО, по состоянию на 31 декабря 2022 года», учитывая необходимость применения новых стандартов и поправок к действующим стандартам, обязательных к применению для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года.
Полный перечень включает в том числе взаимоисключающие требования: в частности, одновременно отражаются как требования, которые применимы до вступления в силу какого-либо еще не вступившего в силу стандарта и утрачивающие силу при его вступлении, так и новые требования, применимые для данного отчетного периода только при досрочном применении этого же стандарта.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь