Анализ содержания МСФО ОС с позиции сходств и расхождений методологии МСФО |
Рассмотрим ключевые различия между двумя группами международных стандартов: коммерческого сектора (МСФО) и общественного сектора (МСФО ОС). Опишем специфические различия, которые характерны при сравнении отдельных стандартов МСФО и МСФО ОС между собой. Понимание данных различий приведет к пониманию спецификации организаций, не относящихся к коммерческому сектору, а также поможет избежать возможных проблем при внедрении МСФО ОС.
Учитывая наличие большого числа общих параграфов, данный опыт может помочь при внедрении МСФО ОС.
Условно разделим противоречия по стандартам на шесть общих групп, которые не имеет смысла отражать отдельно по каждому из стандартов. Первая группа, на которую ссылаются все переводы стандартов, это коммерческие организации с государственным участием (далее — КОСГУ). Эти организации практически не отличаются от обычных коммерческих организаций, к ним лишь добавляется такой тип, как финансовые институты. Они обычно работают с целью получения прибыли. Тем не менее некоторые из них могут иметь определенные обязательства по выполнению требований в виде общественных работ или предоставление услуг по сниженной цене. И тут имеются противоречия, которые определяет стандарт МСФО ОС 6 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность». Он позволяет узнать, имеет ли место контроль с точки зрения финансовой отчетности со стороны государственной организации. Если воздействие идет напрямую, должны быть использованы инструменты, предлагаемые в сносках к каждому из стандартов. Если же компания аффилирована, то должны быть использованы классические МСФО для коммерческих организаций.
Вторая группа — это разница между доходом и выручкой. Это является базовым различием, как при переводе стандартов, так и при рассмотрении обеих групп переводов.
Третья группа — это дополнительные комментарии, которые объясняют конкретные уточнения по специфике стандарта общественного сектора.
Четвертая группа — это специфические технические термины, которые могут быть использованы лишь в данной хозяйственной области.
Пятая группа — это наличие переходных положений. В переходный период компания имеет право отражать не все операции в соответствии со стандартами МСФО ОС, когда классический МСФО не дает послаблений.
И последняя группа — это использование схожих по смыслу, но разных по сути терминов. Например, отчет о прибылях и убытках будет звучать, как отчет о финансовом результате.
Все это является базовыми группами отличий, которые напрямую не влияют на сам ход учета, а лишь указывают на его специфику. Далее рассмотрим более подробно стандарты, представленные в сборнике.
МСФО ОС 1 «Представление финансовой отчетности» (сравнивается с МСФО 1) допускает представление отчетности, отражающей в чистых активах или капитале, за исключением изменений, совершенных их собственниками или выплатами в их пользу. Стандарт же МСФО обязывает отражать все изменения в капитале компании. Стандарт МСФО ОС не запрещает использование чрезвычайных статей, как в отчете о финансовой деятельности, так и в примечаниях. В классическом стандарте МСФО чрезвычайные статьи и их отражение изначально запрещены.
МСФО ОС 2 «Отчет о движении денежных средств» (сравнивается с МСФО 7) допускает использование как прямого, так и косвенного методов. Но при этом МСФО ОС при использовании прямого метода закрепляет информацию о сверке профицита/дефицита денежных потоков от операционной деятельности в примечаниях.
МСФО ОС 3 «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки» (сравнивается с МСФО 8) в отличие от коммерческого стандарта не требует раскрытия корректировок и исправлений по разводненной или базовой стоимости на акцию.
МСФО ОС 6 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (сравнивается с МСФО 27) разрешает использовать метод долевого участия при ведении учета контролируемых организаций. Для этого контролирующие организации заводят отдельную финансовую отчетность. Детальный список контролируемых организаций (с соответствующим раскрытием информации) должен быть представлен в этой отчетности.
МСФО ОС 7 «Инвестиции в ассоциированные организации» (сравнивается с МСФО 28) в отличие от коммерческого четко устанавливает требования к доле собственности инвестора. В ассоциированной организации он обязан иметь долю лишь в виде определенной части акционерного капитала или любого другого структурного элемента.
МСФО ОС 8 «Участие в совместной деятельности» (сравнивается с МСФО 31) имеет специфическое переходное положение. По нему организации, принявшие метод пропорциональной консолидации, могут не исключать остатки по операциям с организациями участвующими в совместной деятельности. Причем этот период касается первых трех лет, если организация приняла за основу метод начисления.
МСФО ОС 10 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» (сравнивается с МСФО 29) содержит указания по пересчету отчетности, которая была составлена по методу учета по текущей стоимости.
МСФО ОС 11 «Договоры на строительство» (сравнивается с МСФО 11) возвращает к тому, что организации общественного сектора занимаются некоммерческой деятельностью и могут работать не только по контрактам, но и по не имеющим юридической силы обязательствам. В данный стандарт могут быть включены не только обязательства и некоммерческие договоры, но и договоры «затраты плюс». Самым важным отличием этого стандарта является признание убытков от данных договоров. Например, признание единовременного ожидаемого убытка происходит лишь в том случае, если контрактом или обязательством будет выделено, что заказчик собирался покрыть расходы компании. Если организация понесла затраты, но по договору не должна получить компенсацию, убытком это не считается.
МСФО 12 «Запасы» (сравнение с МСФО 2). Здесь существует несколько различий, прежде всего связанных с тем, что в общественном секторе некоторая часть запасов поступает за символические деньги или бесплатно. Например, этот стандарт не относит к запасам на незавершенное производство, поступившее напрямую от получателя услуги. Сама же стоимость запасов (если операция не касалась обмена), должна быть вычислена по справедливой стоимости на дату их покупки. В случае, если компания получила запасы бесплатно (или за символическую плату), то она должна оценить их по минимальной стоимости. Для этого следует сравнить два подхода к расчетам: по текущей стоимости замещения или себестоимости.
МСФО ОС 14 «События после отчетной даты» (сравнение с МСФО 10). Важное наблюдение — в большинстве стандартов изначально берется за основу, что компания осуществляет свою деятельность непрерывно. Но процедуры банкротства или прекращения деятельности в общественном секторе также возможны. Для этого стандарт подразумевает возможность применения метода экспертной оценки, по которому можно определить степень влияния данного события на финансовую отчетность компании.
МСФО ОС 16 «Инвестиционная недвижимость» (сравнение с МСФО 40). Основным отличием данного стандарта является оценка при первоначальном признании. В классическом стандарте оценка дается при первоначальном признании. МСФО ОС также поддерживает эту парадигму за исключением тех случаев, когда недвижимость была получена за символическую плату или бесплатно. В таком случае себестоимость оценивается по справедливой стоимости актива на день покупки.
МСФО ОС 17 «Основные средства» (сравнивается с МСФО 16) не запрещает (но и не обязывает) признание активов культурного наследия основными средствами. При этом если этот актив признан основным средством, то на него действуют все положения данного стандарта. В данном стандарте, в отличие от МСФО, при использовании модели учета по переоцененной стоимости не следует ретроспективно раскрывать информацию об эквивалентной стоимости. Изменение стоимости в результате переоценки меняется лишь в классе активов, когда в МСФО — по каждому из объектов.
МСФО ОС 18 «Сегментная отчетность» (сравнение с МСФО 14) по-другому определяет сегменты, характеризуя их, как отчетность, пригодную для оценки результатов и распределения ресурсов в прошлых периодах. Причем вторичные сегменты могут не отражаться в отчетности. В МСФО сегменты же определяются по географическому или функциональному признакам. Просит детально отразить все неденежные операции, которые происходили в сегменте.
МСФО ОС 20 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (сравнение с МСФО 24). В данном стандарте в отличие от МСФО остаются включенными в состав дочерние организации компаний. Из-за некоммерческой направленности МСФО ОС в данном стандарте введены дополнительные правила раскрытия информации по операциям и вознаграждениям, связанным с управленческим персоналом и их семьями. В свою очередь, МСФО требует раскрытие информации по всем остальным операциям с связанным сторонами в нормальных условиях.
МСФО ОС 21 «Обесценивание активов, не генерирующих денежные средства» (сравнение с МСФО 36). В классическом стандарте обесценивание тесно связано с возможностью получения экономических выгод, когда в общественном секторе такая цель не преследуется. Данный стандарт не отражает тип активов, если они учтены по переоцененной стоимости на отчетную дату. Кроме того, такие активы оцениваются по дисконтированной стоимости оставшейся возможности использования, а не в денежных потоках. Кроме того, возможные изменения в рыночной стоимости не включаются в изменение оценки стоимости актива. Сам стандарт отражает возможность оценки любого отдельного актива, а «корпоративные» отражает как неденежные активы. В МСФО ОС так же включены исключенные из МСФО группы активов: биологические; отложенные налоговые; нематериальные активы, связанные со страхованием; долгосрочные активы, планирующиеся для продажи.
МСФО ОС 25 «Вознаграждения работникам» (сравнение с МСФО 19). В данном стандарте закрепляют требования для определения ставки дисконтирования в частности и определения стоимости денег в целом. В стандарте есть и спорное допущение, что долговременную нетрудоспособность следует оценивать как вознаграждение после окончания трудовой деятельности; в МСФО же подобное четко разграничено.
МСФО ОС 27 «Сельское хозяйство» (сравнение с МСФО 41). В данном стандарте не рассматриваются биологические активы, которые можно использовать как запасы или инструмент для продажи. Содержит требования по оценке биологических активов, приобретенных через необменные операции, при первоначальном признании и на каждую отчетную дату. Также стандарт требует отражение биологических активов по группам в количественном выражении.
МСФО ОС 31 «Нематериальные активы» (сравнение с МСФО 38). Данный стандарт не запрещает признавать исторические ценности и проводить их по этому стандарту. В свою очередь, стандарт не обязывает это делать. МСФО ОС включает в себя требования к нематериальным активам и общей репутации компании. Стандарт устанавливает, что если нематериальный актив приобретен путем необменной операции, его себестоимостью является справедливая стоимость на дату приобретения. Ну и наконец, в данный стандарт в отличие от МСФО добавлены рекомендации для тех случаев, если нематериальные активы будут обменены на безвозмездной основе.
Подведем итог всему вышесказанному. Группы стандартов МСФО и МСФО ОС имеют концептуальные, а не фундаментальные различия. Они, прежде всего, касаются того, что организации общественного сектора не ставят под собой задачу в получении прибыли. Поэтому большой объем информации отдается под определение обменных или дарственных операций, а также определению справедливой стоимости активов. Понимание базовых концепций организаций общественного сектора (при учете опыта внедрения коммерческих МСФО) не должно вызвать проблем для внедрения стандартов МСФО ОС.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь