Переход сектора государственного управления на МСФО ОС. Основные определения и проблемы |
Сектор государственного управления представляет совокупность органов власти публично-правовых образований, а также созданных ими бюджетных учреждений. Данные субъекты получают финансовые и иные (в виде услуг и поддерживающих ресурсов) ресурсы от налогоплательщиков и других субъектов секторов финансовой деятельности. Также возможно пополнение ресурсов и от иностранных источников. Данные субъекты несут обязательства за управление и рациональное использование полученных ресурсов. Прежде всего перед теми, кто их выделяет, и законодательными органами.
В действующей в Беларуси системе бухучета и отчетности сектора государственного управления применяются четыре различных плана счетов. Кроме того, организация, финансируемая за счет бюджетных средств, использует бюджетную классификацию для отражения совершенных операций по поступлению и расходованию бюджетных средств и средств от приносящей доходы деятельности.
В то же время согласно современным концепциям бухгалтерского учета и бюджетного планирования данные процессы базируются на единых принципах, что позволяет обеспечить сопоставимость плановых и фактических данных для анализа и принятия решений.
БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП НАЧИСЛЕНИЯ
Внедрение метода начисления в практику бухгалтерского учета всех организаций сектора государственного управления позволит получать информацию о свершившихся фактах финансово-хозяйственной деятельности независимо от движения финансовых ресурсов, а также обеспечит возможность видения ситуации на шаг вперед с учетом предстоящих поступлений и платежей, имеющихся условных активов и обязательств. В сочетании с применением правил признания и оценки объектов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО ОС использование метода начисления обеспечит необходимую основу для расширения охвата и повышения качества стратегического планирования, что является неотъемлемым условием внедрения системы среднесрочного планирования бюджета.
Одним из базовых принципов бухучета и отчетности бюджетных организаций согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» является принцип начисления, в соответствии с которым хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним. В то же время органы государственного казначейства и местные финансовые органы ведут бухучет исполнения бюджетов на основе кассового метода с отдельными элементами начислений. Требования к формируемой ими бухгалтерской отчетности также не унифицированы. Кроме того, существующая в настоящее время методология бухгалтерского учета бюджетных организаций не обеспечивает применение метода начисления на уровне, соответствующем международной практике.
СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ И ОТЧЕТНОСТИ
Теперь для детального разбора применения стандартов МСФО ОС в данном секторе рассмотрим общую концепцию использования и контроля операций и отчетности в секторе государственного управления. В целом финансовая система страны включает в себя финансы: некоммерческих организаций; организаций сектора государственного управления и нефинансовых корпораций. Но при этом сами границы различий размыты, и под общественным сектором, в который входят данные субъекты, прежде всего, понимают организации, связанные с сектором государственного управления. Поэтому основой для транзакций и управления является система государственных финансов. Прежде всего это единый комплекс всех финансовых операций, благодаря которым органы государственного управления совершают свои денежные расходы и накопления. Из этого формируют специальные денежные фонды, которые формируются за счет собственных и привлекаемых денежных средств. При этом собственные средства сектора генерируются за счет налогообложения и различных отчислений, начисленных в бюджеты и внебюджетные фонды населением и организациями, а также за счет доходов от собственности и некоторых других услуг. Сразу стоит отметить, что данный сектор не подразумевает рыночных взаимоотношений. Поэтому для таких нужд создаются коммерческие организации с государственным участием. В контексте данной работы они не будут рассмотрены, поскольку стандарты МСФО ОС исключают их применение.
Фундаментальным замечанием для этого сектора является принцип существования государства и его атрибутов. Это является обязательным процессом, так как все решения, принимаемые в секторе государственных финансов, носят обязательный характер исполнения для всех задействованных в процессе субъектов.
Система государственных финансов обеспечивают текущие внутренние потребности сектора государственного управления (такие как оплата фонда заработной платы) и исполнения им своих обязанностей, посредством перераспределения доходов, а также путем предоставления нерыночных товаров и услуг для их использования населением. Данная система обслуживает государство как систему органов власти, обеспечивающих жизнь общества в целом. Финансы являются не только средством расходования и формирования денежных ресурсов, но и инструментом, обеспечивающим формирование всех активов сектора государственного управления. Потоки от финансов несут одну основную задачу: они должны увеличивать стоимость государственного имущества. Это в целом соотносится с целями коммерческих организаций. При этом государство осуществляет свои функции для обеспечения потребления общественных благ хозяйствующими субъектами. В свою очередь общественные финансы отражают взаимоотношения между государством и другими субъектами по поводу обязательных платежей в фонды и использование данных средств. Налогоплательщики же в свою очередь заинтересованы в продуктивном использовании финансовых ресурсов. Посредством финансов реализуются основные функции государства в социально-экономическом развитии.
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР
...
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БУХОТЧЕТНОСТИ СОГЛАСНО МСФО
При внедрении стандартов МСФО ОС мы столкнемся с разночтениями в белорусском законодательстве. Начнем с того, что понимается в определении общественного сектора у нас и на Западе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 «О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления» утверждены:
-
концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее — Концепция);
-
план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее — План).
Для Республики Беларусь целевым ориентиром на данном этапе является формирование консолидированной бухгалтерской отчетности, основанной на МСФО ОС, по сектору государственного управления. В соответствии с критериями, определенными Национальным статистическим комитетом, к организациям сектора государственного управления относятся:
-
центральные органы управления;
-
местные органы управления;
-
нерыночные некоммерческие организации, контролируемые центральными и местными органами управления;
-
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Исключением являются ...
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ
...
ПУБЛИЧНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ?
...
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь