Влияние внешних факторов на организацию и проведение аудита

Влияние внешних факторов на организацию и проведение аудита |

Номер № 03/2020
Количество просмотров 111
Автор аудит, аудит, законодательство, законодательство, Беларусь Беларусь

Разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 14.04.2020 № 15-2-18/20/1.

 

Предпринимаемые меры по предупреждению ухудшения эпидемиологической ситуации оказали и продолжают оказывать влияние на организацию и проведение аудита как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — отчетность) организаций.

Аудиторским организациям и аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании аудиторских услуг в 2020 году необходимо принять во внимание и отразить в рабочей документации влияние на организацию и проведение аудита следующих обстоятельств:

1.        принадлежность аудируемого лица к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации (в частности, авиаперевозки, автоперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, образовательная деятельность, деятельность по организации конференций и выставок, по предоставлению бытовых услуг населению);

2.        необходимость пересмотра оценки рисков, связанных с деятельностью аудируемого лица, а также пересмотра принятых ответных действий на выявленные риски;

3.        необходимость пересмотра запланированных аудиторских процедур, их эффективность, а также оценка необходимости проведения альтернативных аудиторских процедур;

4.        существенное влияние текущей ситуации на соблюдение аудируемым лицом принципа непрерывности деятельности и неопределенность экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев;

5.        необходимость пересмотра организованной руководством аудируемого лица системы ведения бухгалтерского учета и контроля за подготовкой отчетности при переводе сотрудников на дистанционную форму работы, в том числе в подразделениях либо дочерних организациях, находящихся за пределами РБ;

6.        необходимость пересмотра организации надлежащей внутренней оценки качества работы аудиторов, а также описания и утверждения принятых ответных действий, связанных с дистанционным общением членов аудиторской группы между собой, с руководством и иными сотрудниками аудиторской организации, с работниками аудируемого лица, с обеспечением виртуального доступа к аудиторским файлам посредством 1Т-технологий;

7.        сложность сбора аудиторских доказательств и принятые ответные действия в связи с переходом на дистанционную форму работы и необходимостью обеспечения обмена информацией с аудируемым лицом посредством 1Т-технологий;

8.        сложность доступа к рабочим документам предшествующего аудитора и аудитора компонента группы компаний консолидированной отчетности.

В соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», утвержденными постановлением Министерства финансов от 26.10.2000 № 114, аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства с целью формирования обоснованных выводов, на которых базируется аудиторское мнение.

В соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденными постановлением Министерства финансов от 28.06.2017 № 18, аудитору следует:

  • выразить мнение с оговоркой в случае отсутствия возможности получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, на которых возможно было бы основывать аудиторское мнение, однако аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений на отчетность может быть существенным, но не распространенным;
  • отказаться от выражения аудиторского мнения случае отсутствия возможности получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, на которых возможно было бы основывать аудиторское мнение, однако аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений на отчетность может быть существенным и распространенным.

В соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.2011 № 97, отчет по результатам аудита (далее — отчет) и аудиторское заключение, к которому он прилагается, должны быть подписаны одним и тем же лицом. Отчет должен быть подписан от аудиторской организации ее руководителем, а в отсутствие руководителя — лицом, исполняющим его обязанности. Отчет может подписываться заместителем руководителя аудиторской организации при наличии приказа, распоряжения, иного документа, оформленного в установленном порядке, подтверждающего полномочия заместителя руководителя на его подписание. Кроме руководителя аудиторской организации отчет подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите. В случае если аудит проводило несколько групп аудиторов, отчет может быть подписан их руководителями.

Аудиторы, принимавшие участие в аудите, руководители групп аудиторов, в случае если аудит проводило несколько групп аудиторов, могут подписывать отчет по результатам аудита в заочной форме. Заочная форма предполагает подписание заявления о согласии и подтверждении содержания отчета, подготовленного для передачи получателю (далее — заявление о согласии). Заявление о согласии может быть подготовлено в бумажном или электронном виде, должно содержать имя, отчество, фамилию аудитора, выражение согласия/несогласия аудитора, дату подписания, подпись аудитора. Заявление о согласии является частью рабочей документации аудитора.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.