В Казахстане предлагают внедрить аудит социальной ответственности компаний |
В современной системе управления хозяйственной деятельностью все большую роль начинает играть социальный аудит, который стал одним из глобальных явлений в современной системе социальных отношений. Уже в конце XX века он «отделился» от других форм аудита — управленческого и финансового, став не только теорией, но и практикой в системе управления современными корпорациями.
Социальный аудит в широком смысле — это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам. А в узком смысле — верификация социальной отчетности или «специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их взаимодействия».
Объясняя простыми словами, социальный аудит — это ответственность крупных градообразующих предприятий перед своими сотрудниками и жителями ближайших населенных пунктов. Вспомните, раньше, при Советском Союзе, в населенных пунктах, городах были градообразующие предприятия. К примеру, пусть это будет Мукомольный завод, который создает пять тысяч рабочих мест. На балансе этого предприятия — дороги, скверы, детские сады, школы. С развалом СССР завод тоже закрывается, но приходит инвестор, который желает его выкупить. Государство обязует его взять на себя весь социальный пакет и из чистой прибыли содержать садики, школы, дороги и т. д. Так вот, аудит социальной ответственности отвечает в том числе и на вопросы, как исполняет свои обязанности инвестор, насколько эффективно, насколько это соответствует реалиям, сколько он дает рабочих мест и какой уровень заработных плат.
Подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, социальный аудит является своеобразным инструментом менеджмента. Суть его сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, разносторонней оценке важности, срочности и возможностей их разрешения, выработке конкретных рекомендаций по профилактике социальной напряженности в организации, совершенствованию управления человеческими ресурсами.
«Так, например, январские события можно было предотвратить, будь у нас в стране внедрен социальный аудит. Как это работает: например, когда выступали нефтяники и просили зарплату в 1 миллион тенге, то им бы показали документ, где все было бы расписано, и тогда стало бы понятно, что они не могут получить такую зарплату. Иначе предприятие бы продержалось два месяца и закрылось. Нефтяники в таком случае вообще остались бы без работы. Тогда бы они подумали и сказали, что готовы работать, допустим, за 800 тысяч тенге, но зато стабильно», — сказал председатель Совета «Палаты аудиторов РК» Кошкимбаев Сапар Хайсаханович.
«Если бы в Казахстане был введен социальный аудит, у работников крупных предприятий было бы понимание, что если прибыль предприятия увеличивается, то и зарплата может в какой-то степени подняться. Таким образом, можно избежать глупых нападок и требований в сторону начальства или государства. В это же время социальный аудит мог бы показать, что деньги с предприятия просто «выкачиваются», рабочим ничего не достается, детские сады не строятся, скважину законсервировали, люди вынуждены привозить воду издалека и т. д. — такие вопросы могли быть освещены социальным аудитом», — дополнил исполнительный директор «Палаты аудиторов РК» Арыстан Акан.
Основной целью социального аудита является независимая оценка степени социальной ответственности компании в виде принятой в современных успешных и устойчивых компаниях корпоративной отчетности. Получив такую корпоративную отчетность, компания сможет информировать государственные и региональные власти, общество и персонал об усилиях, которые осуществляет компания как социально ответственный субъект для улучшения социально-общественных условий жизни в зоне своего функционирования.
Проведение социального аудита дает следующий эффект:
§ сокращает операционные расходы;
§ улучшает имидж и репутацию;
§ повышает продажи и лояльность потребителей;
§ снижает текучесть кадров. При наличии выбора большинство потенциальных сотрудников, в том числе лучшие выпускники вузов, не будут заинтересованы в работе в компаниях, которые не придерживаются передовых стандартов корпоративного управления. В процессе выбора работы при условии интереса со стороны конкурентов и нехватки квалифицированных специалистов они сделают выбор в пользу компании с более высокими стандартами в работе;
§ повышает лояльность персонала, мотивацию сотрудников (система мер по мотивации персонала — это механизм, позволяющий повысить прибыльность работы предприятия);
§ сокращает давление со стороны проверяющих органов;
§ предоставляет доступ к капиталу.
Все вышеперечисленное приводит в совокупности к увеличению финансовых показателей предприятия. Проведение такой формы аудита в качественном и всестороннем виде является не только сложившейся практикой, применяемой в странах с развитой экономикой, но и действенным механизмом снятия существующих очагов социальной напряженности и повышения доверия населения к власти. Данные меры, применяемые в масштабах конкретного региона, внесут ощутимый вклад в общегосударственную инвестиционную, толерантную и транспарентную привлекательность для потенциальных международных партнеров-инвесторов в разных сферах деятельности.
Хотелось бы отметить, что проведение социального аудита не отрицает и не устраняет необходимости проведения дополнительной отдельной проверки по Международным стандартам аудита (МСА). Таким образом, один вид аудиторских услуг не исключает другой.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь