Санкционный комплаенс, или Как застраховаться от штрафов контролирующих органов ЕС и США |
Мониторинг торгово-экономических санкций и контроль их применения является одной из наиболее сложных сфер комплаенса. В новых условиях каждая компания, которая ведет активную внешнеэкономическую деятельность, в конце концов, сталкивается с проблемой, когда в отношении потенциальных клиентов, партнеров, контрагентов или же самой компании, ее должностных лиц могут быть применены международные санкции. В настоящее время остается актуальным вопрос: что нужно сделать, чтобы не столкнуться с проблемой санкций и избежать остановки платежей?
На сегодня существуют основные санкционные списки: санкции ООН (принятые СБ ООН), санкции США (введены OFAC), санкции Европейского Союза, санкции Украины (введены СНБО), санкции России (введены президентом и парламентом). Стоит отметить, что международные санкционные списки довольно динамичны. По статистике, санкционные списки обновляются более тысячи раз в год, что фактически составляет 3 раза в день. Каждая компания может столкнуться с проблемой, когда действующий контрагент оказывается в санкционных списках и тем самым подвергает компанию комплаенс-рискам.
Безусловно, самыми влиятельными санкциями являются санкции, введенные OFAC (Office of Foreign Assets Control) — Управлением контроля за иностранными активами (структурное подразделение Министерства финансов США). Действующее законодательство США, федеральный закон Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA) предусматривают ряд ограничений в работе с компаниями, которые находятся под действием санкций:
§ запрет на ведение любой деятельности и сотрудничества с субъектами, находящимися под действием санкций;
§ замораживание активов лиц, попавших под действие американских санкций;
§ запрет оказания помощи субъектам, на которых распространяется действие санкций.
Следует отметить, что действующее американское законодательство содержит нормы ответственности лиц, которые нарушили санкционные ограничения. Так, в пределах гражданской ответственности на нарушителя — физическое лицо может быть наложен штраф в размере 250 000 долларов США, для юридических лиц размер штрафа составляет 500 000 долларов США. В пределах уголовной ответственности размер штрафа может достигать 1 млн долларов США или лишение свободы должностных лиц на срок до 20 лет.
Интересным фактом является то, что OFAC хоть и определяет субъектами нарушения санкционного режима резидентов Соединенных Штатов, все же однозначного подхода к определению субъектов нарушения нет. Лицо может подвергаться санкционному режиму США, даже когда имеет ограниченные связи и при отсутствии какой-либо предпринимательской деятельности в этой стране. Фактически речь идет об экстерриториальном принципе действия штрафов за нарушение режима санкций. В качестве примера рассмотрим дело сингапурской компании CSE Global Limited, которая предоставляла поручения банкам на осуществление платежей по договорам с иранской компанией. Тем самым компания попала в категорию юридических лиц, осуществляющих свои расчеты в долларах США. Между компанией и OFAC было заключено мировое соглашение, согласно которому CSE Global Limited заплатила штраф в размере более 12 млн долларов США.
Эксперты в этой сфере считают, что введение санкционного комплаенса должно исходить из простой логики: менеджеры должны понимать, что будущее компании напрямую зависит от имеющихся бизнес-процессов и их качества. Любой порядок действий, решение задач должны происходить на основе текущей бизнес-среды, а не на основе приобретенного опыта. Они подчеркивают, что даже богатый опыт ведения предпринимательской деятельности не гарантирует защиту от рисков экстремального характера (санкций).
Цель санкционного комплаенса — это защита бизнес-процессов компании в состоянии, когда клиент / контрагент находятся в санкционных списках, компания/ее ключевое лицо находятся под действием ограничений и когда есть риск возникновения перечисленного. При этом санкционный комплаенс обеспечивает непрерывность ведения бизнеса, предупреждает возникновение дополнительных экономических и репутационных рисков, исключает риски попадания в санкционные списки, позволяет спрогнозировать возникновение новых санкций и оценить санкционные риски в зависимости от специфики и географии ведения бизнеса.
Первым шагом введения санкционного комплаенса является ...
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь