Россия вводит новый список офшоров: внимание на операции с недружественными странами |
В феврале этого года Евросоюз включил Россию в обновленный список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС для целей налогообложения. Претензии к России связаны с режимом специальных административных районов на островах Русский и Октябрьский. Кроме того, Совет ЕС отметил, что диалог с Россией по вопросам налогового законодательства «зашел в тупик».
Российский Минфин пояснял, что с включением России в офшорный список страны — члены ЕС смогут применить к ней меры административного и правового характера.
К мерам административного характера относятся: усиленный мониторинг определенных транзакций между резидентами ЕС и российскими лицами; повышенные аудиторские риски для налогоплательщиков ЕС, которые используют структуры или сделки, в которые вовлечены российские лица.
К мерам правового характера относятся: невозможность учета для целей налогообложения налогоплательщиками — резидентами стран ЕС расходов, понесенных при осуществлении сделок с российскими лицами; применение правил КИК в отношении лиц — резидентов ЕС, которые могли не применять данные правила согласно национальному законодательству; применение налогов у источника по выплачиваемым российским лицам доходам, которые ранее освобождались от налогообложения; ограничение на применение для акционеров — резидентов ЕС правил освобождения от налогообложения распределяемой прибыли, получаемой от российских лиц.
Минфин России приказом от 05.06.2023 № 86н с 1 июля расширил перечень с 40 до 91 страны, предоставляющих льготный режим налогообложения или не раскрывающих информацию при проведении финансовых операций.
Если ранее в черный список входили преимущественно «классические» офшоры (такие как Панама, Британские Виргинские острова, Сейшелы), а также ОАЭ (которые РФ готова исключить после введения в этой стране налога на прибыль), то теперь в него попали страны ЕС (включая Нидерланды, Кипр, Люксембург), Великобритания, Швейцария, США, Канада, Южная Корея, Сингапур и Тайвань. Как пояснили в Минфине РФ, в перечень добавлены «страны, которые перестали обмениваться информацией с Россией после включения в черный список ЕС». Теперь в этом перечне — государства, сами являющиеся застрельщиками мировой борьбы с отмыванием.
Эксперты отмечают, что расширение списка ударит по российским компаниям с «дочками» в «новых офшорах» — прежде всего для них станут недоступны нулевые ставки по доходам от дивидендов или продажи акций.
В списке появились юрисдикции, в которых номинальная ставка налога на прибыль выше, чем в РФ, — что подтверждает, что этот шаг является ответом на включение РФ в черный список ЕС. Речь идет не о том, что «эти страны внезапно приобрели черты низконалоговой юрисдикции, а о том, что они перестали сотрудничать в области обмена финансовой информацией».
Юристы сходятся в том, что решение Минфина прежде всего повлияет на российских инвесторов, которые владеют долями в компаниях, зарегистрированных в странах из черного списка. Они не смогут применять нулевую ставку на доходы в виде дивидендов от «дочек» в недружественных странах или от продажи акций (в первом случае ставка составит 13 %, во втором — 20 %). По большей части, расширение списка может ударить по российским группам, которые планировали выход из активов в недружественных странах, но еще не успели это сделать. Кроме того, сделки с компаниями из стран в списке приравнены к сделкам с взаимозависимыми лицами, даже если фактически контрагент является независимой компанией, — соответственно, они «могут признаваться контролируемыми и подпадать под требование о подготовке документации по трансфертному ценообразованию.
Включение в список Кипра, Люксембурга и других ранее популярных стран осложнит сохранение таких компаний в российских бизнес-структурах — это усилит тренд на переориентацию бизнеса в сторону России и дружественных юрисдикций. Исключение из перечня стран с приемлемым уровнем налогообложения (например, ОАЭ) способствовало бы этому процессу.
Сделки с компаниями, в том числе с невзаимозависимыми в государствах из Перечня, будут приравниваться к контролируемым с целью ТЦО, если сумма доходов по ним за 1 календарный год превысит 120 млн российских рублей. Последствия для российских компаний будут следующими:
§ необходимость подготовки уведомлений о контролируемых сделках в отношении сделок с независимыми компаниями, зарегистрированными в соответствующих юрисдикциях;
§ необходимость подготовки обоснований рыночности в отношении применяемых цен в таких случаях, в частности, необходимость подготовки документации по трансфертному ценообразованию.
Прочие изменения:
§ МСП, компании с иностранным участием из соответствующих юрисдикций могут быть исключены из реестра МСП после 10 июля и в результате не смогут применять льготные тарифы по социальным взносам, а также иные льготы;
§ не будет применяться нулевая ставка по дивидендам от иностранных компаний из соответствующих юрисдикций;
§ не будет применяться нулевая ставка при продаже долей в иностранных компаниях из соответствующих юрисдикций при владении свыше 5 лет;
§ не будет применяться освобождение безвозмездной передачи имущества / имущественных прав от иностранных компаний из соответствующих юрисдикций;
§ в отношении КИК не будет применяться освобождение для активных холдинговых и субхолдинговых компаний из соответствующих юрисдикций.
В целом, отмечают эксперты, тренд понятен и поддерживается обеими сторонами: операции с недружественными странами становятся все более сложными.
Далее, как сообщал замглавы Минфина России Алексей Сазанов, планируется поправить еще один похожий перечень — стран, не обеспечивающих налоговый обмен с РФ (сейчас в нем 89 государств и 16 территорий), по схожим основаниям.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь