Рекомендации по применению в работе требований национальных правил аудиторской деятельности «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства» |
При проведении аудита отчетности основные цели аудитора состоят в том, чтобы получить разумную уверенность, что отчетность в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, что предоставляет аудитору основания для выражения мнения о том, составлена ли отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применимой основой составления и представления отчетности и представить его с учетом требований стандартов аудита и в соответствии с теми выводами, к которым пришел аудитор.
При аудите предприятий различных масштабов и с разными организационными структурами аудитор преследует одни и те же цели. Тем не менее, это не означает, что каждый аудит будет одинаково планироваться и проводиться. Конкретные аудиторские процедуры, которые необходимо выполнить, чтобы достичь целей аудитора и соответствовать требованиям стандартов аудита, могут значительно отличаться в зависимости от того, где проводится аудит — в малом или крупном предприятии, и от сложности его организационной структуры. Требования стандартов аудита уделяют больше внимания вопросам, на которые аудитор должен ответить при проведении аудита, и, как правило, не описывают подробно совокупность конкретных процедур, которые аудитор должен выполнить в каждом случае.
Стандарты аудита включают концепцию того, что надлежащий аудиторский подход для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур зависит от оценки аудитором рисков. Например, основываясь на необходимом понимании организации и ее организационной среды, включая систему внутреннего контроля и оцененные риски существенного искажения, аудитор может определить, что комплексный подход, совмещающий тестирование средств контроля и процедуры проверки по существу, является наиболее эффективным подходом при ответе на оцененные риски. В иных случаях, например, при аудите субъектов малого предпринимательства (далее — СМП), с небольшим количеством контрольных действий, которые аудитор может выявить, аудитор может решить, что эффективней будет выполнить дальнейшие процедуры, в основном состоящие из процедур проверки по существу.
Надлежащее использование профессионального суждения является важным аспектом для надлежащего проведения аудита. Профессиональное суждение необходимо, главным образом, для принятия решений о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур, используемых для соответствия требованиям стандартов аудита и сбора аудиторских доказательств. Тем не менее, если аудитор, осуществляющий проверку СМП, должен использовать профессиональное суждение, это не означает, что аудитор может решать не выполнять требования стандартов аудита.
Выводы в результате вышеизложенного:
§ аудит должен достигать одних и тех же целей независимо от масштаба организации;
§ требуемые аудиторские процедуры могут значительно варьироваться в зависимости от масштаба организации и оцененных рисков;
§ разработка последующих аудиторских процедур зависит от оценки аудиторского риска;
§ надлежащее использование профессионального суждения принципиально важно для выбора аудиторских процедур, которые надлежащим образом ответят на оцененные риски;
§ профессиональное суждение не может использоваться для уклонения от выполнения требований стандартов аудита, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных стандартами аудита.
Таким образом, основной подход к аудиту не изменяется только потому, что предприятие является малым. В подтверждение данного утверждения пунктом 4 Национальных правил аудиторской деятельности «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2002 № 163 (далее — НПАД № 163), предусмотрено, что в ходе аудита СМП аудитору следует применять национальные правила аудиторской деятельности в полном объеме.
Для СМП характерен ряд специфических особенностей, оказывающих влияние на порядок проведения аудита, в частности:
§ преобладающее влияние собственника и (или) руководителя на все аспекты деятельности субъекта малого предпринимательства;
§ ограничение или отсутствие разделения полномочий работников, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Указанные особенности будут оказывать влияние на профессиональное суждение аудитора в части определения объема аудиторских процедур в ответ на оцененные риски в отношении СМП. НПАД № 163 определяют особенности СМП, которые аудитору следует учитывать при планировании и проведении аудита, применяя профессиональное суждение.
При планировании аудита следует определить, соответствует ли аудируемое лицо критериям СМП, предусмотренным в пункте 2 НПАД № 163, для последующего руководства требованиями НПАД № 163, а именно:
§ право собственности и управление сконцентрировано в рамках небольшого круга лиц (преимущественно одного лица);
§ осуществление преимущественно одного вида деятельности;
§ ограниченная система внутреннего контроля, предполагающая наличие возможности для руководства субъекта малого предпринимательства обойти средства контроля.
НПАД № 163 определяет особенности действий аудитора в процессе планирования, получения аудиторских доказательств и документирования аудита СМП, при этом придерживаясь общей концепции в аудите, в части того, что аудитор должен использовать свое профессиональное суждение при оценке риска, планировании и проведении аудиторских процедур и применять требования всех стандартов аудита в объеме, который он определяет своим профессиональным суждением с учетом особенностей бизнеса конкретного СМП.
На сайте Аудиторской палаты в подразделе «Рекомендации — Консультации» раздела «Методические материалы» размещено Руководство по применению международных стандартов аудита при аудите малых и средних организаций, которое состоит из двух томов:
§ Том 1 — ключевые принципы;
§ Том 2 — практическое руководство.
Том 1 рассматривает общий обзор процесса аудита и основные аспекты аудита, такие как существенность, предпосылки, внутренний контроль, процедуры оценки рисков и дальнейшие процедуры в ответ на оцененные риски. Он также включает краткий обзор требований МСА относительно конкретных областей, таких как оценочные значения, связанные стороны, события после отчетной даты (СПОД), непрерывность деятельности, а также обзор требований к аудиторской документации и формированию мнения о финансовой отчетности.
Том 2 фокусируется на вопросах применения тех ключевых принципов аудита, которые описаны в Томе 1 на примерах двух компаний.
Материал ориентирован на практикующих аудиторов. Логичная, понятная структура с акцентом на практику применения МСА. Аудиторская палата рекомендует в части, не противоречащей требованиям НПАД, использовать указанные документы в качестве методического руководства для организации процесса аудита субъектов малого предпринимательства.
Аудиторская палата