Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения: новации гл. 11 Налогового кодекса |
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения»)
С 2024 года перечень сделок, освобожденных от контроля соответствия рыночным ценам, дополнен кредитами (займами), предоставленными организациям, включенным в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Такой перечень утверждается областными исполнительными комитетами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
В отношении порядка использования методов определения рыночных цен установлены следующие нововведения:
§ при выборе метода определения рыночных цен следует руководствоваться подходом, согласно которому сторона анализируемой сделки, осуществляющая функции, вклад которых в полученную прибыль по сделке больше, и принимающая большие экономические (коммерческие) риски, должна получать доход (прибыль) больше, чем сторона анализируемой сделки, осуществляющая менее сложные функции, принимающая меньшие экономические (коммерческие) риски;
§ исключен приоритет использования метода цены последующей реализации. То есть если существует возможность применения метода сопоставимых рыночных цен или любого другого метода, применяется метод сопоставимых рыночных цен. При невозможности использования указанного метода выбирается один из следующих методов:
‒ метод цены последующей реализации;
‒ затратный метод;
‒ метод сопоставимой рентабельности;
‒ метод распределения прибыли.
При использовании метода цены последующей реализации в отношении множества анализируемых сделок, совершенных в налоговом периоде, в которых цена последующей реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выражена в иностранной валюте, для ее пересчета допускается применение среднего официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, установленного Национальным банком Республики Беларусь, рассчитанного как средняя арифметическая величина.
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций в 2024 году
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство) (далее — налог на доходы)
С 2024 года по 2026 год ставка налога на доходы составляет 0 % по доходам иностранных организаций по договорам перестрахования (за исключением доходов в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров) (п. 3 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З).
С 2024 года налоговые агенты вправе применять ставку налога на доходы в размере 0 % (абз. 7 подп. 1.1 п. 1 ст. 192 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — Налоговый кодекс) к доходам иностранных организаций в виде компенсаций (возмещения издержек), комиссий, выплата которых предусмотрена договорами по предоставлению кредитов, займов, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1.1 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса.
Конкретизировано, что налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы, представленная покупателем (физическим лицом, иностранной организацией, не состоящей на учете в белорусском налоговом органе) ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций), подлежит учету в налоговом органе по месту постановки на учет организатора торговли ценными бумагами (ч. 2 п. 5 ст. 193 Налогового кодекса), то есть в инспекции МНС по Советскому району г. Минска.
Актуализирован перечень международных каталогов (справочников), сведения которых могут использоваться вместо документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций, для применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения по налогу на доходы. Для данной цели могут использоваться сведения международных каталогов информационного ресурса SWIFTRef, онлайн-сервиса «BIC Search» компании S.W.I.F.T. SC (Бельгия) (ч. 13 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса).
В части шестой пункта 2 статьи 194 Налогового кодекса, содержащего критерии для определения статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода, устанавливается, что для иностранных организаций, у которых страна государственной регистрации не является страной постоянного местонахождения, допускается обладание правоспособностью не в стране постоянного местонахождения, а в стране государственной регистрации.
Подготовлено по материалам МНС РБ
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь