О требованиях FATCA по отчетности белорусских финансовых учреждений за 2020 год |
Министерство по налогам и сборам (далее — МНС) напоминает, что отчеты по FATCA, направляемые белорусскими финансовыми учреждениями в Службу внутренних доходов США (далее — IRS) в рамках выполнения обязательств по Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки об улучшении соблюдения международных налоговых правил и реализации Закона Соединенных Штатов Америки о налоговом контроле счетов в иностранных финансовых учреждениях от 18 марта 2015 года (далее — Соглашение), за 2020 и последующие года, должны обязательно включать действительные идентификационные номера налогоплательщиков США — владельцев счетов (или налогоплательщиков США — руководителей неамериканских организаций, владеющих счетами).
В случае направления в IRS отчетов по FATCA, в которых отсутствует идентификационный номер налогоплательщика США — владельца счета либо в качестве такого номера указаны девять заглавных букв «А» (ААААААААА), или девять нулей (000000000), или недействительный идентификационный номер (к примеру, 123456789, 987654321, 222222222 и т.д.), финансовому учреждению поступит уведомление о наличии ошибки в записи отчета. Такому финансовому учреждению будет предоставлено 120 дней для исправления данной ошибки путем представления в IRS скорректированной записи отчета.
Непредставление корректировочного отчета с действительным идентификационным номером налогоплательщика США — владельца счета может привести к установлению существенного несоответствия белорусского финансового учреждения требованиям Соглашения с последующим удалением уникального идентификационного номера финансового учреждения (GIIN) из американского списка иностранных финансовых учреждений.
Подробная информация прилагается, а также размещена на официальном сайте МНС в подразделе «Закон США «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» раздела «Международное сотрудничество».
О требованиях по обязательному указанию белорусскими финансовыми учреждениями идентификационного номера налогоплательщика США
Идентификационный номер налогоплательщика США — владельца счета (или налогоплательщика США — руководителя неамериканской организации, владеющей счетом) относится к информации, обязательной для включения в отчет, направляемый белорусскими финансовыми учреждениями в Службу внутренних доходов США (далее — IRS) в рамках выполнения Республикой Беларусь обязательств по Соглашению (подпункт «а» пункта 2 статьи 2 Соглашения).
Соответственно, элемент «Идентификационный номер налогоплательщика США» (U.S. TIN) XML-схемы, используемой финансовыми учреждениями для представления отчетности в IRS, является также обязательным, и его отсутствие в отчете, а также неуказание значения данного элемента приводят к поступлению от американской стороны уведомления об ошибки записи отчета.
Вместе с тем, до 2017 года финансовым учреждениям, в том числе Республики Беларусь, не требовалось указывать в отчетах идентификационные номера налогоплательщиков США в отношении существующих счетов, если такие номера налогоплательщиков США отсутствовали в учетных документах отчитывающихся финансовых учреждений.
При формировании отчета за 2017 и последующие года финансовые учреждения, в том числе Республики Беларусь, обязаны получать и включать в отчет сведения об идентификационных номерах налогоплательщиков США — владельцев существующих счетов. Соответствующее требование изложено в разделе III(B) информационного сообщения № 2017-46 «Обновленное руководство по получению и отражению в отчете иностранными финансовыми учреждениями идентификационного номера налогоплательщика и даты рождения», опубликованного IRS.
Принимая во внимание тот факт, что финансовым учреждениям, в том числе Республики Беларусь, потребуется дополнительное время для реализации процедуры получения сведений об идентификационных номерах налогоплательщиков США в отношении подотчетных существующих счетов и обмена такими сведениями, IRS установлено следующее. Отсутствие в отчетах за 2017, 2018 и 2019 года идентификационного номера налогоплательщика США — владельца подотчетного существующего счета в связи с невозможностью его получения финансовыми учреждениями Республики Беларусь не приведет к существенному несоответствию требованиям Соглашения в случае, если финансовыми учреждениями Республики Беларусь:
— в отчете указывается дата рождения каждого владельца счета и контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика США которых в отчете отсутствует;
— ежегодно запрашивается отсутствующий идентификационный номер налогоплательщика США у владельцев счетов;
— при формировании отчета за 2017 год производится электронный поиск отсутствующих идентификационных номеров налогоплательщиков США — владельцев счетов.
В этой связи для таких ситуаций предусмотрена необходимость присвоения особого значения элементу «Идентификационный номер налогоплательщика США» XML-схемы в отчетах за 2017, 2018 и 2019 года – девяти заглавных букв «А» (т.е. ААААААААА). Это позволяло избежать получения от IRS уведомления о наличии в отчете ошибки.
Справочно
Приведенная информация в 2018 году доведена до сведения финансовых учреждений Республики Беларусь и размещена на официальном сайте Министерства по налогам и сборам (далее — МНС) в подразделе «Закон США «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» раздела «Международное сотрудничество»:
Таким образом, информируем об окончании периода, в течение которого финансовым учреждениям предоставлена возможность неуказания отсутствующих у них идентификационных номеров налогоплательщиков США — владельцев счетов. Это означает, что отчеты финансовых учреждений Республики Беларусь, направляемые за 2020 и последующие года, обязательно должны включать действительные идентификационные номера налогоплательщиков США — владельцев счетов.
Вместе с тем от отчитывающегося финансового учреждения не требуется немедленное закрытие счетов, в отношении владельцев которых финансовое учреждение не располагает их идентификационными номерами налогоплательщиков США.
В случае направления в IRS отчетов, в которых отсутствует элемент «Идентификационный номер налогоплательщика США» либо в качестве значения данного элемента указаны девять заглавных букв «А» (ААААААААА), или девять нулей (000000000), или недействительный идентификационный номер (к примеру, 123456789, 987654321, 222222222 и т.д.), финансовому учреждению поступит уведомление о наличии ошибки в записи отчета. Такое уведомление также проинформирует о предоставлении финансовому учреждению 120 дней для исправления данной ошибки путем представления в IRS скорректированной записи отчета.
Если идентификационный номер налогоплательщика США не будет представлен в IRS посредством направления финансовым учреждением Республики Беларусь скорректированной записи отчета в течение 120 дней, американская сторона проведет оценку полученной информации и с учетом фактов и обстоятельств установят, имеет ли место существенное несоответствие финансового учреждения требованиям Соглашения, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 5 Соглашения. При этом неуказание идентификационного номера не будет являться основанием для автоматического установления IRS существенного несоответствия. Американская сторона примет во внимание все факты и обстоятельства, которые привели к не указанию идентификационного номера, такие как причины, по которым идентификационный номер не мог быть получен, процедуры, установленные в финансовом учреждении для его получения, меры, предпринятые финансовым учреждением для его получения. К примеру, связывается ли финансовое учреждение с владельцами счетов ежегодно для запроса отсутствующих идентификационных номеров.
Если американская сторона установит существенное несоответствие финансового учреждения Республики Беларусь требованиям Соглашения, МНС будет проинформировано об этом, и такому финансовому учреждению будет предоставлено еще 18 месяцев с даты уведомления о его существенном несоответствии для устранения такого несоответствия, т.е. для направления скорректированной записи отчета с указанием действительного идентификационного номера налогоплательщика США — владельца счета.
Если существенное несоответствие не будет устранено по прошествии 18 месяцев, IRS могут быть предприняты дальнейшие действия, в частности, удаление уникального идентификационного номера финансового учреждения (GIIN) из американского списка иностранных финансовых учреждений. Платежи из источников США в адрес финансового учреждения, не указанного в данном перечне, могут быть подвергнуты налогообложению в США по ставке в размере 30 процентов.
Вышеприведенная информация размещена на официальном сайте IRS по следующей ссылке: https://www.irs.gov/businesses/corporations/frequently-asked-questions-faqs-fatca-compliance-legal#reporting (вопрос 3 (Q3)).
Одновременно сообщаем следующее. IRS допускает, что в некоторых определенных обстоятельствах финансовое учреждение может не получить идентификационный номер налогоплательщика США — владельца счета и, соответственно, не указать его в отчете. В этой связи, а также с целью лучшего понимания проблем, с которыми сталкиваются финансовые учреждения в ходе получения идентификационных номеров налогоплательщиков США, IRS разработан ряд кодов, которые могут использоваться отчитывающимися финансовыми учреждениями для присвоения значения элементу XML-схемы «Идентификационный номер налогоплательщика США». Использование этих кодов не является обязательным. Коды и ситуации, в которых они могут быть применимы, приведены в таблице.
222222222 |
Существующий счет физического лица, единственным признаком принадлежности которого к США является место рождения США. |
333333333 |
Новый счет физического лица, признаком принадлежности которого к США является место рождения США, и: a) в отношении которого изменяются какие-либо обстоятельства, в связи с чем первоначальная самостоятельная оценка, полученная при открытии счета, неправильна или ненадежна, а действительная оценка не получена, или b) который не превышал пороговое значение для включения его в отчет при открытии счета, в последующем превысил пороговое значение, а самостоятельная оценка не получена. |
444444444 |
Существующий счет физического лица и организации, признаком принадлежности которого к США является признак иной, чем место рождения США, и: a) в отношении которого изменяются какие-либо обстоятельства, в связи с чем первоначальная самостоятельная оценка или иные документы, полученные при открытии счета, неправильны или ненадежны, а действительная оценка или иные документы не получены, или b) который не превышал пороговое значение для включения его в отчет при открытии счета, в последующем превысил пороговое значение, а самостоятельная оценка или иные документы не получены. |
555555555 |
Новый счет физического лица и организации, признаком принадлежности которого к США является признак иной, чем место рождения США, и: c) в отношении которого изменяются какие-либо обстоятельства, в связи с чем первоначальная самостоятельная оценка или иные документы, полученные при открытии счета, неправильны или ненадежны, а действительная оценка или иные документы не получены, или d) который не превышал пороговое значение для включения его в отчет при открытии счета, в последующем превысил пороговое значение, а самостоятельная оценка или иные документы не получены. |
666666666 |
Существующий счет организации с остатком, превышающим 1 000 000 долларов США, принадлежащий пассивной нефинансовой организации (НИФУ), в отношении которого самостоятельная оценка не получена и признаков принадлежности руководителей к США не выявлено. |
Обращаем внимание, что при направлении отчета с указанием в качестве значения элемента XML-схемы «Идентификационный номер налогоплательщика США» любого из приведенных кодов от IRS также поступит уведомление о наличии ошибки в записи отчета.
XML-схемы для подготовки корректировочного отчета, а также Руководство по xml-схеме версии 2.0 (FATCA xml Schema v2.0 User Guide), раздел седьмой которого содержит рекомендации по формированию такого отчета, размещены на официальном сайте IRS (https://www.irs.gov/businesses/corporations/fatca-xml-schemas-and-business-rules-for-form-8966).
Финансовые учреждения Республики Беларусь, сталкивающиеся с иными трудностями в получении необходимых идентификационных номеров налогоплательщиков США — владельцев счетов, могут представить такую информацию в МНС для ее последующего препровождения в IRS.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь