Накладываем арест, обращаем взыскание и приостанавливаем операции с 1 января 2024 г. по новому законодательству |
21 июля 2023 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 12.07.2023 № 282-З «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности» (далее — Закон № 282-З). Смысловая направленность Закона № 282-З — изменение Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК). Часть норм Закона № 282-З вступила в силу с 22.07.2023, часть вступит в силу с 01.01.2024 и 01.01.2025. Вступление в силу отдельных положений (с 01.01.2024 или 01.01.2025) будет рассмотрено в материале в каждом конкретном случае.
Рассмотрим основные изменения, связанные с принятием Закона № 282-З, касающиеся требований к руководству банка, наложения ареста, обращения взыскания и приостановления операций (п. 70–82 ст. 1 БК).
Требования, предъявляемые к руководителю банка, его заместителям, членам коллегиального исполнительного органа банка и иным лицам при приобретении акций банка
С 01.01.2024 в данной сфере будут следующие изменения.
1. Если в настоящее время на приобретение пяти и более процентов акций в уставном фонде банка, а также на все последующие приобретения акций банка приобретатель, доверительный управляющий обязаны получить разрешение Национального банка в установленном им порядке, то с 01.01.2024 помимо разрешительного порядка вводится уведомительный. При приобретении в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление или получении в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, в том числе акционером банка, либо группой физических и (или) юридических лиц, связанных между собой договором, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу:
§ от 1 до 10 % акций в уставном фонде банка приобретатель, доверительный управляющий обязаны уведомить Национальный банк о совершенной сделке в установленном им порядке;
§ более 10 % акций в уставном фонде банка приобретатель, доверительный управляющий обязаны получить разрешение Национального банка в установленном им порядке.
2. В БК появляется новая норма, согласно которой не требуется получение разрешения Национального банка на приобретение в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление или получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, в том числе акционером банка, либо группой физических и (или) юридических лиц, связанных между собой договором, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, в случае:
§ если сделка предусмотрена законодательным актом или распоряжением Президента Республики Беларусь, а также если приобретателем акций выступает Республика Беларусь;
§ приобретения акций в результате их пропорционального распределения между акционерами, в том числе увеличения уставного фонда банка за счет источников собственных средств банка.
3. Меняются основания, при которых выдача разрешения Национального банка не допускается.
Одним из таких оснований будет являться то, что приобретатель акций банка не соответствует требованиям, установленным Национальным банком не только для учредителей, но и для акционеров, бенефициарных владельцев.
Следующим основанием будет: установлены факты приобретения акций банка за счет денежных средств или недвижимого имущества (не любого иного имущества, а именно недвижимого), не являющихся собственными средствами приобретателя, и (или) предоставленных приобретателю самим банком, и (или) предоставленных другими лицами в случае, если банк принял на себя риски, возникшие в связи с предоставлением приобретателю таких денежных средств или недвижимого имущества, и (или) за счет доходов, полученных преступным путем.
Еще одно меняющееся основание: в результате приобретения акций структура собственности банка и (или) хотя бы один из его акционеров (вместо бенефициарных собственников), который будет являться таковым в отношении не менее 10 (вместо 5) % акций банка, бенефициарных владельцев и иных владельцев не будут соответствовать требованиям, установленным Национальным банком.
4. Сделки по приобретению или получению в доверительное управление 10 (вместо 5) и более процентов акций банка, совершенные без разрешения Национального банка, являются ничтожными (вместо недействительными).
Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства, электронные деньги и иное имущество, находящиеся в банке, небанковской кредитно-финансовой организации. Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам в банке, небанковской кредитно-финансовой организации
Новое название главы 16 БК говорит само за себя: расширяется сфера действия за счет электронных денег, причем находящихся не только в банке, но и небанковской кредитно-финансовой организации (далее — НКФО). Приостановление операций теперь затрагивает электронные кошельки, и не только в банке, но и в НКФО.
Общие условия наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства, электронные деньги и иное имущество, находящиеся в банке, НКФО
1. Статья 127 БК приводится в соответствие с новым названием главы 16. При наложении ареста на денежные средства, электронные деньги и иное имущество физического или юридического лица, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах), в электронных кошельках или на хранении в банке, НКФО, банк, НКФО прекращают все расходные операции по счетам, электронным кошелькам этого лица и возврат имущества этого лица в пределах имущества, на которое наложен арест, если иное не предусмотрено законодательными актами (иное может быть установлено сейчас только законодательными актами. Законодательными актами согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» являются Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь).
2. В БК появляется новая норма, согласно которой законодательными актами могут быть установлены ограничения по наложению ареста и (или) обращению взыскания на денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) в банке, НКФО.
Наложение ареста на денежные средства, электронные деньги и иное имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, НКФО
1. Статья 128 БК приводится в соответствие с названием главы 16.
2. Арест в банке и НКФО может быть наложен в том числе по постановлению судебного исполнителя (а не по исполнительному документу) — по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в его производстве.
3. В БК появляется новая норма, согласно которой в банк, НКФО представляются оригиналы постановлений, являющихся основанием для наложения ареста на денежные средства, электронные деньги и иное имущество, находящиеся в банке, НКФО, или могут быть представлены заверенные в установленном законодательством порядке их копии (выписки из них), за исключением случаев, когда такие постановления поступают в банк, НКФО в электронном виде в установленном законодательством порядке и хранятся в банке, НКФО.
Наложение ареста на денежные средства, электронные деньги и иное имущество физического лица, находящиеся в банке, НКФО
1. Статья 129 БК приводится в соответствие с новым названием главы 16.
2. На денежные средства и иное имущество не являющегося индивидуальным предпринимателем физического лица, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке, НКФО, электронные деньги, находящиеся в электронных кошельках не являющегося индивидуальным предпринимателем физического лица, арест может быть наложен помимо других оснований только по постановлению прокурора или его заместителя, с санкции прокурора, его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности или лиц, исполняющих их обязанности (постановление органа уголовного преследования в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, исключено).
3. В БК появляется новая норма, согласно которой в банк, НКФО представляются оригиналы постановлений, являющихся основанием для наложения ареста на денежные средства, электронные деньги и иное имущество, находящиеся в банке, НКФО, или могут быть представлены заверенные в установленном законодательством порядке их копии (выписки из них), за исключением случаев, когда такие постановления поступают в банк, НКФО в электронном виде в установленном законодательством порядке и хранятся в банке, НКФО.
Наложение ареста на денежные средства и иное имущество банка, НКФО
Наложение ареста теперь возможно не только в отношении денежных средств и имущества банка, но и НКФО. Наложение ареста на корреспондентский счет банка, НКФО, списание денежных средств в бесспорном порядке, приостановление или прекращение операций по такому счету не допускаются, за исключением случая отзыва у банка, НКФО лицензии на осуществление банковской деятельности.
Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам в банке, НКФО
С 22.07.2023 в БК появляется довольно подробный порядок приостановления операций по счетам, электронным кошелькам в банке, НКФО.
1. Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам физического или юридического лица, открытым в банке, НКФО, осуществляется уполномоченными государственными органами (должностными лицами), банками, НКФО в случаях и порядке, определенных законодательными актами.
2. В банк, НКФО представляются оригиналы решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, принятых (вынесенных) уполномоченными государственными органами (должностными лицами), или могут быть представлены заверенные в установленном законодательством порядке их копии, за исключением случаев, когда такие решения (постановления) поступают в банк, НКФО в электронном виде в установленном законодательством порядке и хранятся в банке, НКФО.
3. При поступлении в банк, НКФО решения (постановления) о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, принятого (вынесенного) уполномоченным государственным органом (должностным лицом), все расходные операции по данным счетам, электронным кошелькам прекращаются, если иное не предусмотрено законодательными актами.
4. Законодательными актами могут быть установлены ограничения по приостановлению операций по счетам, электронным кошелькам физических и юридических лиц, открытым в банке, НКФО.
Меры надзорного реагирования, применяемые Национальным банком
С 01.01.2024 дополнительные требования к порядку применения Национальным банком мер надзорного реагирования, в том числе мер воздействия, предусмотренных ст. 1341 БК, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.
Меры воздействия, применяемые Национальным банком
1. С 01.01.2024 в случае невыполнения банком предписания и (или) решения Национального банка о применении к нему меры воздействия, и (или) наличия убытков по результатам деятельности банка за год, и (или) несоблюдения банком лицензионных требований, предусмотренных БК, и (или) выявления в деятельности банка нарушения (недостатка) и (или) его действия (бездействия), приведших к созданию положения, угрожающего безопасному функционированию банка, и (или) интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) стабильности банковской системы, Национальный банк вправе:
§ ввести не только запрет, но и ограничение на распределение прибыли между акционерами банка путем объявления и (или) выплаты дивидендов;
§ потребовать отстранения от полномочий, занимаемой должности служащего члена совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка, руководителя и (или) главного бухгалтера банка и (или) их заместителей, должностного лица, ответственного за управление рисками, должностного лица, ответственного за внутренний контроль, руководителя подразделения комплаенс-контроля, включающего функции по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, руководителя службы внутреннего аудита, иных должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке (значительно расширен перечень должностных лиц, которых можно отстранить от должности);
§ потребовать прохождения повторной оценки соответствия установленным квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации члена совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка, руководителя и (или) главного бухгалтера банка и (или) их заместителей, должностного лица, ответственного за управление рисками, должностного лица, ответственного за внутренний контроль, руководителя подразделения комплаенс-контроля, включающего функции по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, руководителя службы внутреннего аудита, иных должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке (значительно расширен перечень должностных лиц, в отношении которых можно потребовать прохождения повторной оценки соответствия).
2. С 01.01.2024 в БК появляется норма, согласно которой при выявлении в деятельности банка нарушения (недостатка) и (или) его действия (бездействия), приведших к созданию положения, угрожающего безопасному функционированию банка, и (или) интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) стабильности банковской системы, и (или) при установлении нарушений законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Национальный банк вправе применить меру воздействия в виде взыскания в республиканский бюджет денежных средств в размере до 1 % от размера нормативного капитала банка на последнюю отчетную дату.
3. С 01.01.2024 в БК появляется норма, согласно которой руководитель банка, НКФО, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» несет персональную ответственность за невыполнение предписания Национального банка и неинформированиея Национального банка в установленный срок о выполнении такого предписания.
Ответственность банка и НКФО за ущерб, причиненный вкладчикам и иным кредиторам
С 01.01.2024 при банкротстве банка или НКФО учредители (участники, собственники имущества) или другие лица, в том числе руководитель банка или НКФО, имеющие право давать обязательные для этого банка или этой НКФО указания либо иным образом определять их действия, в случае недостаточности имущества банка или НКФО несут солидарно субсидиарную ответственность по их обязательствам только в том случае, если банкротство банка или НКФО вызвано их виновными (умышленными) действиями.
Ответственность Национального банка, банков и НКФО за ущерб, причиненный в результате замораживания средств, блокирования финансовых операций, приостановления операций по счетам, электронным кошелькам, наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства, электронные деньги и иное имущество, установления других запретов (ограничений)
Национальный банк, банки и НКФО не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате действий, предусмотренных ч. 4 ст. 22 БК, а также действий по замораживанию средств, блокированию финансовой операции, приостановлению операций по счетам, электронным кошелькам, наложению ареста на денежные средства, электронные деньги, обращению взыскания на денежные средства, электронные деньги и иное имущество физических и юридических лиц, совершенных в соответствии с законодательными актами на основании решения (распоряжения, постановления) уполномоченного государственного органа или уполномоченной организации (должностного лица) (расширяется сфера действия ст. 136 БК за счет электронных кошельков, электронных денег, акцента на совершение действий в соответствии с законодательными актами).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь