Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |
В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) — всемирной организацией для бухгалтерских профессий. Эта организация основана в 1977 году на 11 Всемирном Конгрессе бухгалтеров 63 организациями из 51 страны. В настоящее время в МФБ входят уже 175 организаций из 130 стран мира. Миссией Международной федерации является в том числе адаптация и внедрение качественных международных стандартов и распространение ценности бухгалтерской профессии по всему миру.
Как видно на схеме, международные стандарты аудита являются только частью стандартов, которые выпускает МФБ. Кодекс этики является основополагающим документом и подлежит применению во всех случаях осуществления деятельности профессионального бухгалтера. То же правило действует и в отношении международных стандартов по контролю качества (в настоящее время принят один такой стандарт с номером 1). При проведении аудитов и обзорных проверок финансовой информации прошедших периодов должны соответственно применяться Международные стандарты аудита и Международные стандарты по обзорным проверкам. При выполнении заданий, обеспечивающих уверенность (к ним относят, например, задания по проверке и подтверждению расходов или специальных отчетов с выдачей аудиторского заключения), применяются стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность. Есть и группа стандартов, регулирующих оказание услуг, связанных с аудитом — сопутствующих услуг.
Непосредственно Международные стандарты аудита включают в себя 37 стандартов, сгруппированных в следующие 7 групп, каждая из которых объединяет стандарты, регулирующие одну и ту же область, и имеет собственную зарезервированную нумерацию.
Это довольно удобная группировка с зарезервированными номерами для каждой группы позволяет присваивать новому стандарту номер в данной группе и не менять нумерацию уже принятых и действующие стандартов. Так, сравнительно новому и, наверное, самому важному из недавно принятых стандартов — МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» был присвоен свободный номер в группе 700-799 Выводы и составление заключений по итогам аудита.
Применение МСА в мире
По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. В зависимости от типа использования МСА выделяется 4 группы.
В первую группу входят страны, которые на законодательном уровне закрепили применение МСА, непосредственно выпущенных Международной федерацией бухгалтеров. Среди этих стран наша соседка Латвия, Эстония, Словения и другие страны.
Во вторую группу входят страны, которые принимают МСА в качестве локальных стандартов без каких-либо изменений и дополнений. Отличие от первой группы состоит в том, что в случае если МФБ издает новый стандарт или изменяет текст стандарта в первой группе он становится обязательным для применения непосредственно с момента его издания МФБ. Во второй группе законодательный орган должен получить перевод стандарта на локальный язык и принять стандарт или изменение к нему в качестве законодательного акта. Во вторую группу на момент исследования входили 32 страны, среди которых Великобритания, Чехия, Канада.
Третья группа — это 29 стран, которые разрабатывают собственные стандарты на основе МСА. Все отличия локальных стандартов от МСА незначительны и соответствуют политике МФБ по изменениям стандартов. Германия, Италия, Франция — пример стран, входящих в эту группу.
К четвертой группе отнесены страны, которые разрабатывают национальные стандарты, при которых могут использоваться МСА, но нет доказательств, что изменения локальных стандартов по сравнению с МСА соответствуют политикам МФБ. Россия, Украина, США и Япония — среди 54 стран входящих в эту группу. В России, которая была отнесена к 4 группе, в октябре 2013 года был одобрен законопроект, предполагающий внедрение МСА в качестве национальных стандартов и начиная с 2017 года в России вместо локальных, стандартов аудита действуют МСА.
Беларуси не было среди этих 126 стран, принявших участие в программе МФБ, но думается, что если бы такое исследование было сделано, мы были бы отнесены к 4 группе. Потому что, несмотря на то что в Республике действуют 35 Правил аудиторской деятельности и основные области, регулируемые МСА, учтены и белорусскими нацио- нальными правилами аудиторской деятельности (НПАД), все-таки существуют довольно критические отличия. Так, некоторые требования различных МСА, либо не содержатся в белорусских правилах, либо существуют определенные трудности их применения, где-то из-за непонимания, где-то из-за сложившейся практики. Существуют также и специфические белорусские нормы, которых нет в МСА.
По данным уже последнего и не такого масштабного исследования, проведенного МФБ в 2017 году, в котором приняло участие 80 стран, 79% от общего количества стран приняли Международные стандарты аудита для всех обязательных аудитов, 61% стран полностью приняли Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, по крайней мере в редакции 2009 года, и 91% стран приняли МСФО для всех или для большей части публичных компаний в соответствующей юрисдикции.
Далее мы рассмотрим 5 важных различий между МСА и локальными правилами или практиками. Различия существуют не только между самими стандартами, потому что в некоторых случаях, даже несмотря на наличие локальных норм в НПАД, они не выполняются аудиторами на практике. К сожалению, из-за отсутствия должной системы контроля качества аудита в настоящее время такое невыполнение даже локальных норм достаточно распространено.
Итак, 5 моментов, на которых мы остановимся, это:
1. Непрерывность деятельности.
2. Ключевые вопросы аудита.
3. Уровни материальности.
4. Специфические требования в отношении предполагаемых недобросовестных действий.
5. Дополнительная проверка качества.
Непрерывность деятельности
Очень важным вопросом для аудитора, которому часто в нашей стране не уделяется должного внимания, является проверка выполнения принципа непрерывности деятельности клиента. Вопрос действительно критичный для аудитора, потому что часто, когда мы видим громкие заголовки статей и новостей о штрафах и санкциях против международных аудиторов, можно увидеть, что речь идет об аудиторах, чьи клиенты «внезапно» обанкротились, при том что аудиторы этого не замечали до последнего момента.
Вопрос о непрерывности деятельности в целом урегулирован и в белорусском законодательстве. Для аудиторов действует национальное правило аудиторской деятельности «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.03.2003 № 45.
Для бухгалтеров, составляющих отчетность, аналогичный принцип предусмотрен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Принцип непрерывности в соответствии с законом заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
Несмотря на то, что в целом для аудиторов предусмотрено требование анализировать факторы, которые могут указывать на проблемы с непрерывностью деятельности, на практике локальные аудиторы обычно такой анализ не делают. Исключение составляют аудиторские компании, являющиеся членами международных крупных аудиторских сетей — у них обычно налажен процесс внутреннего контроля за выполнением требований международных стандартов аудита. Причины, по которым проверка непрерывности деятельности является особенно важной в Беларуси, — в факторах и индикаторах, которые аудитор и руководство аудируемого лица должны проанализировать (и задокументировать этот процесс) для того, чтобы правильно подготовить отчетности и выпустить верное аудиторское заключение. Из финансовых индикаторов среди белорусских предприятий достаточно часто встречаются неблагоприятные значения основных финансовых показателей и значительные и (или) продолжающиеся убытки.
Ключевые вопросы аудита
Самым важным из недавних изменений в требования международных стандартов аудита является введение понятия ключевых вопросов аудита и необходимости раскрытия информации о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении. Изменения разработаны для повышения прозрачности и улучшения информационного взаимодействия между инвесторами и другими пользователями отчетности и аудиторами. Изменения предусмотрены новым стандартом аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», вступили в силу для аудитов финансовой отчетности за период, заканчивающийся 15 декабря 2016 года и позже. Данным стандартом не предусмотрены изменения в объеме проводимых аудиторских процедур, однако для листинговых компаний аудитор должен добавить в аудиторское заключение специальный параграф, в котором описывается информация о ключевых вопросах аудита. На практике возникают вопросы, какие именно компании относятся к листинговым в той или иной юрисдикции. В Беларуси критерием для отнесения компаний к листинговым компаниям согласно разъяснению, полученному от Белорусской валютно-фондовой биржи, является нахождение ценных бумаг компании в одном из котировальных листов биржи. Факт наличия у компании внесписочных ценных бумаг не является основанием считать ее листинговой.
Также стандартом предусмотрено изменение содержания самого аудиторского заключения:
1. Изменения порядка изложения вопросов в аудиторском заключении — мнение аудитора должно быть представлено в начале заключения.
2. Изменение описания ответственности руководства.
3. Изменение описания ответственности и обязанностей аудиторов и обязанностей руководства в отношении непрерывности деятельности.
4. Заявления о независимости аудитора и соблюдения соответствующих этических требований.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь