Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

Автор Ирина ВЕРЕЩАГИНА, партнер ООО «КПМГ» Ирина ВЕРЕЩАГИНА, партнер ООО «КПМГ»
Количество просмотров 265
Автор аудит, аудит, международные стандарты, международные стандарты, отчётность, отчётность, МСА, МСА, МСФО МСФО
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) — всемирной организацией для бухгалтерских профессий. Эта организация основана в 1977 году на 11 Всемирном Конгрессе бухгалтеров 63 организациями из 51 страны. В настоящее время в МФБ входят уже 175 организаций из 130 стран мира. Миссией Международной федерации является в том числе адаптация и внедрение качественных международных стандартов и распространение ценности бухгалтерской профессии по всему миру.

Как видно на схеме, международные стандарты аудита являются только частью стандартов, которые выпускает МФБ. Кодекс этики является основополагающим документом и подлежит применению во всех случаях осуществления деятельности профессионального бухгалтера. То же правило действует и в отношении международных стандартов по контролю качества (в настоящее время принят один такой стандарт с номером 1). При проведении аудитов и обзорных проверок финансовой информации прошедших периодов должны соответственно применяться Международные стандарты аудита и Международные стандарты по обзорным проверкам. При выполнении заданий, обеспечивающих уверенность (к ним относят, например, задания по проверке и подтверждению расходов или специальных отчетов с выдачей аудиторского заключения), применяются стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность. Есть и группа стандартов, регулирующих оказание услуг, связанных с аудитом — сопутствующих услуг.

Непосредственно Международные стандарты аудита включают в себя 37 стандартов, сгруппированных в следующие 7 групп, каждая из которых объединяет стандарты, регулирующие одну и ту же область, и имеет собственную зарезервированную нумерацию.

Это довольно удобная группировка с зарезервированными номерами для каждой группы позволяет присваивать новому стандарту номер в данной группе и не менять нумерацию уже принятых и действующие стандартов. Так, сравнительно новому и, наверное, самому важному из недавно принятых стандартов — МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» был присвоен свободный номер в группе 700-799 Выводы и составление заключений по итогам аудита.

Применение МСА в мире

По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. В зависимости от типа использования МСА выделяется 4 группы.

В первую группу входят страны, которые на законодательном уровне закрепили применение МСА, непосредственно выпущенных Международной федерацией бухгалтеров. Среди этих стран наша соседка Латвия, Эстония, Словения и другие страны.

Во вторую группу входят страны, которые принимают МСА в качестве локальных стандартов без каких-либо изменений и дополнений. Отличие от первой группы состоит в том, что в случае если МФБ издает новый стандарт или изменяет текст стандарта в первой группе он становится обязательным для применения непосредственно с момента его издания МФБ. Во второй группе законодательный орган должен получить перевод стандарта на локальный язык и принять стандарт или изменение к нему в качестве законодательного акта. Во вторую группу на момент исследования входили 32 страны, среди которых Великобритания, Чехия, Канада.

Третья группа — это 29 стран, которые разрабатывают собственные стандарты на основе МСА. Все отличия локальных стандартов от МСА незначительны и соответствуют политике МФБ по изменениям стандартов. Германия, Италия, Франция — пример стран, входящих в эту группу.

К четвертой группе отнесены страны, которые разрабатывают национальные стандарты, при которых могут использоваться МСА, но нет доказательств, что изменения локальных стандартов по сравнению с МСА соответствуют политикам МФБ. Россия, Украина, США и Япония — среди 54 стран входящих в эту группу. В России, которая была отнесена к 4 группе, в октябре 2013 года был одобрен законопроект, предполагающий внедрение МСА в качестве национальных стандартов и начиная с 2017 года в России вместо локальных, стандартов аудита действуют МСА.

Беларуси не было среди этих 126 стран, принявших участие в программе МФБ, но думается, что если бы такое исследование было сделано, мы были бы отнесены к 4 группе. Потому что, несмотря на то что в Республике действуют 35 Правил аудиторской деятельности и основные области, регулируемые МСА, учтены и белорусскими нацио- нальными правилами аудиторской деятельности (НПАД), все-таки существуют довольно критические отличия. Так, некоторые требования различных МСА, либо не содержатся в белорусских правилах, либо существуют определенные трудности их применения, где-то из-за непонимания, где-то из-за сложившейся практики. Существуют также и специфические белорусские нормы, которых нет в МСА.

По данным уже последнего и не такого масштабного исследования, проведенного МФБ в 2017 году, в котором приняло участие 80 стран, 79% от общего количества стран приняли Международные стандарты аудита для всех обязательных аудитов, 61% стран полностью приняли Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, по крайней мере в редакции 2009 года, и 91% стран приняли МСФО для всех или для большей части публичных компаний в соответствующей юрисдикции.

Далее мы рассмотрим 5 важных различий между МСА и локальными правилами или практиками. Различия существуют не только между самими стандартами, потому что в некоторых случаях, даже несмотря на наличие локальных норм в НПАД, они не выполняются аудиторами на практике. К сожалению, из-за отсутствия должной системы контроля качества аудита в настоящее время такое невыполнение даже локальных норм достаточно распространено.

Итак, 5 моментов, на которых мы остановимся, это:

1. Непрерывность деятельности.

2. Ключевые вопросы аудита.

3. Уровни материальности.

4. Специфические требования в отношении предполагаемых недобросовестных действий.

5. Дополнительная проверка качества.

Непрерывность деятельности

Очень важным вопросом для аудитора, которому часто в нашей стране не уделяется должного внимания, является проверка выполнения принципа непрерывности деятельности клиента. Вопрос действительно критичный для аудитора, потому что часто, когда мы видим громкие заголовки статей и новостей о штрафах и санкциях против международных аудиторов, можно увидеть, что речь идет об аудиторах, чьи клиенты «внезапно» обанкротились, при том что аудиторы этого не замечали до последнего момента. 

Вопрос о непрерывности деятельности в целом урегулирован и в белорусском законодательстве. Для аудиторов действует национальное правило аудиторской деятельности «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.03.2003 № 45

Для бухгалтеров, составляющих отчетность, аналогичный принцип предусмотрен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Принцип непрерывности в соответствии с законом заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем. 

Несмотря на то, что в целом для аудиторов предусмотрено требование анализировать факторы, которые могут указывать на проблемы с непрерывностью деятельности, на практике локальные аудиторы обычно такой анализ не делают. Исключение составляют аудиторские компании, являющиеся членами международных крупных аудиторских сетей — у них обычно налажен процесс внутреннего контроля за выполнением требований международных стандартов аудита. Причины, по которым проверка непрерывности деятельности является особенно важной в Беларуси, — в факторах и индикаторах, которые аудитор и руководство аудируемого лица должны проанализировать (и задокументировать этот процесс) для того, чтобы правильно подготовить отчетности и выпустить верное аудиторское заключение. Из финансовых индикаторов среди белорусских предприятий достаточно часто встречаются неблагоприятные значения основных финансовых показателей и значительные и (или) продолжающиеся убытки.

Ключевые вопросы аудита

Самым важным из недавних изменений в требования международных стандартов аудита является введение понятия ключевых вопросов аудита и необходимости раскрытия информации о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении. Изменения разработаны для повышения прозрачности и улучшения информационного взаимодействия между инвесторами и другими пользователями отчетности и аудиторами. Изменения предусмотрены новым стандартом аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», вступили в силу для аудитов финансовой отчетности за период, заканчивающийся 15 декабря 2016 года и позже. Данным стандартом не предусмотрены изменения в объеме проводимых аудиторских процедур, однако для листинговых компаний аудитор должен добавить в аудиторское заключение специальный параграф, в котором описывается информация о ключевых вопросах аудита. На практике возникают вопросы, какие именно компании относятся к листинговым в той или иной юрисдикции. В Беларуси критерием для отнесения компаний к листинговым компаниям согласно разъяснению, полученному от Белорусской валютно-фондовой биржи, является нахождение ценных бумаг компании в одном из котировальных листов биржи. Факт наличия у компании внесписочных ценных бумаг не является основанием считать ее листинговой.

Также стандартом предусмотрено изменение содержания самого аудиторского заключения:

1. Изменения порядка изложения вопросов в аудиторском заключении — мнение аудитора должно быть представлено в начале заключения.

2. Изменение описания ответственности руководства.

3. Изменение описания ответственности и обязанностей аудиторов и обязанностей руководства в отношении непрерывности деятельности.

4. Заявления о независимости аудитора и соблюдения соответствующих этических требований.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит
Оценочные значения в отечественной аудиторской практике

1. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

2. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

3. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

4. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

5. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

6. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

7. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Колонка редактора

1. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

2. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

3. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?