Как Аудиторская палата проводит внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей |
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 № 6 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — Постановление № 6) внесены изменения в 30 постановлений Министерства финансов Республики Беларусь в области регулирования аудиторской деятельности. Постановление № 6 вступило в силу после его официального опубликования, то есть 20.02.2021.
Принципы осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — аудитор — ИП), были закреплены в Инструкции о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2019 № 59 (далее — Инструкция № 59).
Инструкция № 59 для контроля за соблюдением принципов осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов — ИП предполагает выполнение контрольных действий специалистами по внешней оценке.
Действия Инструкции № 59 не подпадают под нормы Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), так как для целей Указа под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора). При этом проводимая указанными органами проверка — это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (абз. 11 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
Аудиторская же палата является единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — ИП (п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З) (далее — Закон № 56-З). Осуществляемая ею внешняя оценка — это инспектирование специалистами по внешней оценке аудиторского задания, выполненного аудиторской организацией, аудитором — ИП, и системы внутренней оценки качества работы аудиторов, организованной аудиторской организацией, аудитором — ИП (далее — внутренняя оценка), для оценки соблюдения ими законодательства об аудиторской деятельности (п. 2 Инструкции № 59).
Как и ранее, аудиторские организации, аудиторы — ИП, внешняя оценка которых будет осуществляться, а также специалисты по внешней оценке информируются Аудиторской палатой письмом-уведомлением о сроках проведения внешней оценки, периоде, подлежащем внешней оценке, основании и виде внешней оценки, специалистах по внешней оценке, включенных в состав рабочей группы по внешней оценке (п. 27 Инструкции № 59).
Инструкция № 59 претерпела как технические и редакционные правки, так и некоторые важные уточнения. Сами принципы, перечисленные в п. 4 Инструкции № 59, остались прежними:
1. достижение целей внешней оценки. По данному принципу уточнено, что анализу будут подвергаться также на соответствие с установленными аудиторскими организациями, аудиторами — ИП внутренними правилами аудиторской деятельности, требованиям законодательства об аудиторской деятельности. Напомним, что наличие таких правил у аудиторских организаций, аудиторов — ИП было определено Законом № 56-З и Национальными правилами аудиторской деятельности. Однако в прежней редакции Инструкции № 59 данный аспект не выделялся;
2. обеспеченность внешней оценки финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
3. независимость и конфиденциальность внешней оценки;
4. обоснованность осуществления внешней оценки. Он базируется на принципах плановости и внеплановости. В отношении определения термина принципа плановости произведено уточнение, и теперь он заключается в осуществлении обязательной полной (комплексной) внешней оценки (далее — плановая внешняя оценка) аудиторских организаций, аудиторов — ИП, начиная с календарного года, следующего за годом включения сведений об аудиторской организации, аудиторе — ИП в реестр аудиторов, аудиторов — ИП, аудиторских организаций (далее — аудиторский реестр), на основе риск-ориентированного подхода, но не реже одного раза в период, установленный абз. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 56-З и правилами Аудиторской палаты по внешней оценке. Кроме того, дополнено, что проведение внеплановой внешней оценки (за исключением проведения внеплановой полной (комплексной) внешней оценки) не освобождает от проведения плановой внешней оценки;
5. применение надлежащих видов осуществления внешней оценки. В данном случае дополнено, что продолжительность мониторинга системы внутренней оценки не может превышать 30 рабочих дней. При этом, как и ранее, определено, что в ходе мониторинга системы внутренней оценки проводится анализ соответствия системы внутренней оценки законодательству об аудиторской деятельности на основе сведений, представляемых аудиторской организацией, аудитором — ИП Аудиторской палате о системе внутренней оценки в виде самооценки члена Аудиторской палаты по форме, установленной Аудиторской палатой (п. 19 Инструкции № 59). Отметим, что согласно п. 2 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение № 510) мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее — субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Представляется целесообразным привести в Инструкции № 59 определение термина «мониторинг» и уточнить формулировку аналогично той что, приведена в Положении № 510 в отношении оценки и установлении причинно-следственных связей. Это объясняется тем, что цель мониторинга — не только анализ, но и принятие каких-то решений на его основе;
6. должное планирование внешней оценки;
7. обеспечение надлежащего уровня профессиональной компетентности специалистов по внешней оценке, прозрачности процедуры их назначения для проведения внешней оценки;
8. должное наблюдение за осуществлением внешней оценки;
9. надлежащее документирование осуществления внешней оценки;
10. итоговая оценка результатов внешней оценки и их публичность. Согласно п. 46 Инструкции № 59 теперь по результатам внешней оценки Аудиторской палатой подготавливаются итоговые документы по внешней оценке, которые включают:
-
отчет по результатам внешней оценки;
-
заключение о качестве работы;
-
решение о применении мер воздействия к аудиторской организации, аудитору — ИП (далее — решение о применении мер воздействия).
При такой формулировке получается, что результатам внешней оценки Аудиторской палатой всегда должно быть подготовлено три документа, последний из которых применение мер воздействия. Но как тогда быть, если нарушений не выявлено? Зачем нужен такой документ?
Изменен срок представления Аудиторской палатой отчета по результатам внешней оценки аудиторской организации, аудитору — ИП, внешняя оценка которых осуществлялась: вместо ранее установленных 30 календарных дней изменен на 15 календарных дней с даты окончания срока проведения внешней оценки (п. 48 Инструкции № 59).
Также установлено, что в случае несогласия аудиторской организации, аудитора — ИП, внешняя оценка которых осуществлялась, с содержанием окончательного отчета по результатам внешней оценки аудиторская организация, аудитор — ИП вправе обратиться в течение 15 календарных дней с даты получения окончательного отчета по результатам внешней в соответствующий специализированный орган Аудиторской палаты для пересмотра результатов внешней оценки в порядке, установленном правилами Аудиторской палаты по внешней оценке (п. 48 Инструкции № 59).
Заслуживает внимания дополнение в п. 50 Инструкции в части оценки Аудиторская палатой выявленных в ходе внешней оценки нарушения по следующим критерия. К ранее применяемым показателям (существенность; систематичность и возможность устранения) добавлено отнесение к грубым нарушениям, определенным в ч. 2 п. 51 Инструкции № 59.
Как и ранее, в зависимости от результатов оценки выявленных нарушений при проведении внешней оценки Аудиторская палата в заключении о качестве работы относит аудиторскую организацию, аудитора — ИП к одной из пяти категорий. Для отнесения выявленных нарушений к категории грубых, перечисленных в п. 51 Инструкции № 59, теперь дополнены следующими:
-
нарушение аудиторской организацией, аудитором — ИП требования, установленного абз. 10 ст. 15 Закона № 56-З;
-
отсутствие организованной системы внутренней оценки и (или) непроведение аудиторской организацией, аудитором — ИП процедур внутренней оценки, установленных внутренними правилами аудиторской деятельности;
-
непредставление, несвоевременное представление информации либо представление информации, содержащей неполные или недостоверные сведения, требования по представлению которой установлены п. 9 ст. 6 Закона № 56-З, ч. 2 п. 8 Инструкции о порядке ведения реестра аудиторов, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2019 № 57 (далее — Постановление № 57), п. 2 Инструкции о требованиях к представляемой аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в Аудиторскую палату информации о своей деятельности и сроках представления такой информации, утвержденной Постановлением № 57, абз. 6, 7 п. 25 Инструкции № 59.
Кроме того, в результате реструктуризации текста Инструкции № 59 перенесены в этот пункт следующие нарушения:
-
по результатам оказания аудиторских услуг не составлены итоговые документы, предусмотренные законодательством;
-
несоблюдение аудиторской организацией, аудитором — ИП принципов независимости и (или) конфиденциальности;
-
нарушение аудитором — ИП требования, установленного п. 1 ст. 7 Закона № 56-З;
-
нарушение аудиторской организацией, аудитором — ИП соответствующих требований, установленных п. 5 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона № 56-З.
Как видим, данные дополнения являются весьма серьезными факторами, в результате которых нарушение признается грубым. Кроме того, изменено требование к содержанию подготовленного Аудиторской палатой решения о применении мер воздействия. Теперь оно должно содержать (п. 55 Инструкции № 59):
-
меру воздействия, определенную к применению в отношении аудиторской организации, аудитора — ИП по результатам внешней оценки;
-
указания об устранении нарушений (далее — указания);
-
сроки устранения нарушений;
-
иную информацию, установленную Аудиторской палатой.
Существенным является дополнение в случае обжалования аудиторской организацией, аудитором — ИП примененных по результатам осуществленной Аудиторской палатой в отношении аудиторской организации, аудитора — ИП внешней оценки мер воздействия в наблюдательный совет по аудиторской деятельности или в суд, рассматривающий экономические дела, включение в аудиторский реестр указанных в ч. 1 п. 57 Инструкции № 59 сведений осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы соответственно наблюдательным советом по аудиторской деятельности или судом.
Это значит, что аудиторской организации, аудитора — ИП появилась возможность реабилитироваться, что соответственно может повлечь корректировку информации в аудиторский реестр.
11. обеспечение применения мер воздействия к аудиторской организации, аудитору — ИП. Как и ранее в зависимости от категории, присвоенной в результате внешней оценки, в отношении аудиторской организации, аудитора — ИП применяются следующие меры воздействия:
-
первая категория — к ранее включающей предупреждение добавлено или без применения мер воздействия;
-
вторая категория — предупреждение и (или) штраф;
-
третья категория — штраф;
-
четвертая категория — штраф и (или) приостановление членства в Аудиторской палате;
-
пятая категория — штраф и приостановление членства в Аудиторской палате или штраф и исключение из членов Аудиторской палаты.
Значительная часть изменений по отношению к этому принципу носит технический характер.
Следует обратить внимание на тот факт, что теперь согласно п. 60 Инструкции № 59 в случае применения меры воздействия в виде приостановления членства в Аудиторской палате Аудиторская палата вправе в решение о применении мер воздействия включить указание об обязательном привлечении аудиторской организацией, аудитором — ИП эксперта по внутренней оценке для осуществления оценки качества выполнения аудиторских заданий по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным этими аудиторской организацией, аудитором — ИП до вынесения решения о применении меры воздействия, срок окончания оказания услуг по которым истекает в период приостановления членства.
В случае применения меры воздействия в виде исключения из членов Аудиторской палаты аудиторская организация, аудитор — ИП обязаны завершить оказание аудиторских услуг по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным до вынесения решения о применении мер воздействия, с привлечением эксперта по внутренней оценке, назначенного по согласованию с Аудиторской палатой.
Кроме того, применение мер воздействия не освобождает аудиторскую организацию, аудитора — ИП от исполнения указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с соблюдением установленных в этом решении сроков.
Аудиторская организация, аудитор — ИП обязаны своевременно уведомить Аудиторскую палату об исполнении указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с предоставлением подтверждающих документов. Исполнение указаний аудиторской организацией, аудитором — ИП не является основанием для изменения категории, присвоенной аудиторской организации, аудитору — ИП в заключении о качестве работы, до проведения следующей внешней оценки.
Неисполнение аудиторской организацией, аудитором — ИП указаний в установленные в решении о применении мер воздействия сроки может послужить основанием для принятия в установленном Аудиторской палатой порядке рассмотрения дел о применении мер воздействия решения:
-
о применении иных мер воздействия, применимых в рамках присвоенной в результате внешней оценки категории; либо
-
об изменении категории с применением соответствующих этой категории мер воздействия.
Как видим, изменения являются существенными и направлены на повышение качества оказываемых аудиторской организацией, аудитором — ИП услуг.
Несомненно, это повлияет в целом на имидж профессии аудитора в Республике Беларусь.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь