Воздействие реформы LIBOR и иных аналогичных ставок на отчетность по МСФО |
Реформа LIBOR уже напрямую коснулась белорусских банков и предприятий. В качестве яркого примера можно привести Указ от 25.08.2021 № 324 «Об утверждении международного договора», которым утверждена поправка к соглашениям о займе и общим условиям, применимым к займам, подписанный между Беларусью и Международным банком реконструкции и развития в июне этого года. В соответствии с поправкой МБРР предоставляется право в случае отказа от эталонных процентных ставок LIBOR и EURIBOR применять иную базовую ставку, о чем банк будет обязан незамедлительно уведомить Беларусь.
Реформа LIBOR и иных аналогичных базовых процентных ставок (далее — «реформа LIBOR») окажет воздействие практически на все компании во всех отраслях. Несмотря на то что масштабное осуществление этих реформ еще только начинается, потенциальное воздействие на финансовую отчетность, в частности на учет хеджирования, может быть оказано уже в ближайшем будущем. Поправки, представленные Советом по МСФО, должны дать освобождение от некоторых требований. Однако если учесть текущие рыночные обстоятельства, мы не думаем, что реформа LIBOR приведет к прекращению учета хеджирования в 2021 году в соответствии с действующими в настоящее время МСФО. Изменения ставки Euribor и EONIA также не должны оказать воздействия на учет.
СУТЬ ВОПРОСА
После финансового кризиса регуляторы разных стран мира в приоритетном порядке сосредоточились на замене базовых процентных ставок, таких как LIBOR и прочих межбанковских процентных ставок продавца («ставки LIBOR»). Пока остается много неясных моментов, однако сама концепция замены становится понятнее.
В связи с широкой распространенностью договоров на основе ставок LIBOR среди финансовых и корпоративных организаций эти изменения могут оказать значительное воздействие на финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Совет по МСФО осуществляет двухэтапный проект, в рамках которого рассматривается вопрос о том, освобождение от каких воздействий (при наличии таковых) в результате реформы IBOR следует предусмотреть и давать ли такие освобождения вообще.
На первом этапе рассматриваются освобождения от требований к учету хеджирования в течение периода до вступления реформ в силу. В результате этого этапа был подготовлен документ, опубликованный в мае 2019 г.
Необходимо рассмотреть вопрос о том, оказывает ли какая-либо неопределенность, связанная с заменой ставки LIBOR, воздействие на учет хеджирования в соответствии с действующими МСФО. Кроме того, стоит обратить внимание на изменения в методике, применяемой для расчета ставки Euribor, с учетом включения ставок из более широкой совокупности фактических операций, и в ставке EONIA, которая должна будет рассчитываться как ESTER (ставка по краткосрочным кредитам в евро), плюс фиксированный спред, с учетом того, что ставка ESTER основывается на большем объеме операций.
НА КОГО БУДЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Сразу оговоримся, что большинство экспертов не считают, что реформа LIBOR приведет к прекращению учета хеджирования в соответствии с действующими в настоящее время МСФО. Однако и по МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение», и по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» следует продолжать учет неэффективности хеджирования в отчете о прибылях и убытках.
ТРЕБОВАНИЕ О НАЛИЧИИ «ВЫСОКОЙ ВЕРОЯТНОСТИ»
Для учета хеджирования денежных потоков в соответствии с МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 39 требуется, чтобы будущие хеджируемые денежные потоки были «высоко вероятными». В тех случаях, когда такие денежные потоки зависят от ставки LIBOR (например, будущие процентные платежи на основе LIBOR по выпущенным долговым инструментам, хеджирование которых осуществляется за счет процентного свопа), возникает вопрос, можно ли их считать «высоко вероятными» за пределами даты, на которую, как ожидается, прекратится публикация соответствующей ставки LIBOR.
Мы полагаем, что по ряду причин будущие денежные потоки, основанные на ставке LIBOR, могут быть по-прежнему сочтены «высоко вероятными» для отчетности.
Во-первых, если не будут установлены положения, которые могут означать, что денежные потоки, основанные на ставке LIBOR, не будут заменены альтернативной плавающей базовой процентной ставкой (например, когда объект хеджирования перестает им быть или процентная ставка становится фиксированной при прекращении действия соответствующей ставки IBOR), по такому объекту хеджирования по договору при замене ставки IBOR денежные потоки остаются плавающими.
Во-вторых, когда произойдет замена (например, хеджированная задолженность переходит от погашения по GBP LIBOR + X % к погашению по SONIA + Y %), сохраняется ожидание, что значение Y будет установлено таким образом, чтобы минимизировать передачу стоимости для обеих сторон, что приведет к примерному равенству между денежными потоками до и после такого изменения.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЫСОКО ЭФФЕКТИВНЫЙ ХЕДЖ)
Для применения учета хеджирования оба стандарта (МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 9) требуют проведения прогнозной перспективной оценки. Согласно МСФО (IAS) 39, следует ожидать, чтобы хеджирование было высоко эффективным, в то время как МСФО (IFRS) 9 требует наличия экономической взаимосвязи между хеджируемой статьей и инструментом хеджирования.
По причинам, аналогичным рассмотренным выше в пункте «Требование о наличии высокой вероятности», ожидаемая основа для замены условий по ставке LIBOR должна минимизировать любую неэффективность для целей отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 39. По тем же причинам, в соответствии с МСФО (IFRS) 9, мы не думаем, что реформа ставки LIBOR приведет к исчезновению экономической взаимосвязи между хеджируемой статьей и инструментом хеджирования уже в 2021 году.
КОМПОНЕНТЫ РИСКА
В некоторых ситуациях хеджирования объект хеджирования или хеджируемый риск представляют собой компонент риска, связанный со ставкой LIBOR, которая определена за рамками договора. В качестве примера можно указать на хеджирование справедливой стоимости долгового инструмента с фиксированной ставкой, когда установленным хеджируемым риском является изменение справедливой стоимости долгового инструмента, связанное с изменением ставки LIBOR.
Для применения учета хеджирования оба стандарта (МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 39) требуют отдельной идентифицируемости установленного компонента риска и его надежной оценки. По причинам, аналогичным рассмотренным ранее, в случае, когда хеджируемый риск определен на основе ставки LIBOR (при хеджировании денежных потоков или справедливой стоимости), мы полагаем, что для целей отчетности можно по-прежнему считать, что в контексте нынешней рыночной структуры ставка LIBOR остается компонентом риска, который можно хеджировать.
ИЗМЕНЕНИЯ СТАВОК EURIBOR И EONIA
Изменение ставок Euribor и EONIA не должно привести к модификации контрактов; по замыслу оно должно привести к использованию более репрезентативной ставки на основе большего объема операций. По этой причине в отношении инструментов, учитываемых по амортизированной стоимости, эти изменения следует учитывать с применением пункта B5.4.5 МСФО (IFRS) 9.
Это предполагает просто обновление переменной процентной ставки, используемой для расчета эффективной процентной ставки и, следовательно, отражаемых процентных доходов и расходов.
Таким образом, в результате этих конкретных изменений не ожидается прибыли или убытка от модификации как на момент внесения изменений, так и в их ожидании по состоянию на конец 2021 года. По той же причине хеджи, определенные на основе ставки Euribor или EONIA, не должны дисконтироваться в связи с этими конкретными изменениями.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь