Сближение с МСФО. Минфин подготовил национальный стандарт «Запасы» |
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах бухгалтерского учета запасов» (далее — Постановление) подготовлено на основании абз. 4 п. 5 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете), абз. 3 подп. 4.32 п. 4 и п. 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1585, в целях совершенствования бухгалтерского учета запасов на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
Пунктом 1 Постановления утверждается Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы» (далее — Национальный стандарт), которым урегулированы вопросы, связанные с признанием запасов, их классификацией и оценкой, прекращением признания запасов, особенностями бухгалтерского учета тары.
Действие Национального стандарта распространяется на организации, за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций.
Пунктом 4 Постановления после вступления его в силу будут признаны утратившими силу:
-
постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
-
абз. 19 п. 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 27.04.2011 № 25 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
-
п. 19 Перечня утративших силу постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов по вопросам бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов согласно приложению к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета»;
-
абз. 9 п. 3 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета».
-
Инструкцию о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50;
-
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104;
-
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2018 № 16.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Установлено, что порядок определения даты принятия к бухгалтерскому учету запасов целесообразно устанавливать каждой организации самостоятельно с учетом особенностей гражданско-правовых отношений и ограничениями, предусмотренными в абз. 2 п. 7 Национального стандарта.
Согласно абз. 1 п. 6 Национального стандарта «запасы классифицируются организацией по видам исходя из их предназначения на каждом этапе обычного операционного цикла». Следует дополнительно подчеркнуть, что речь идет именно об операционном цикле, так как на практике классификация запасов осуществляется и после завершения производственного цикла.
Вводится категория «обычный операционный цикл», которая не упоминается в белорусском законодательстве по бухучету. На практике применяется текущая или основная деятельность (описывается в учетной политике). Следует отметить, что определение запасов в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, вполне емкое и основывается на МСФО (IAS) 2 «Запасы». Эксперты посчитали необходимым в п. 2 Национального стандарта добавить абзацы следующего содержания:
§ «обычный операционный цикл — период времени с момента поступления сырья и материалов организацию до получения выручки от реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
§ производственный цикл — срок, в течение которого сырье и материалы преобразуются в готовую продукцию».
Касательно выработки побочной продукции, обратите внимание на абз. 3 п. 9 Национального стандарта: «Первоначальной стоимостью попутной (сопряженной, побочной) продукции может являться ее чистая стоимость реализации (в случае если эта продукция предназначена для реализации) или справедливая стоимость в случае, если попутная (сопряженная, побочная) продукция является частью дальнейшего производственного цикла, первоначальной стоимостью является условная оценка».
Отдельно подчеркнем, что в процессе подготовки Национального стандарта в п. 18 появилась возможность учета запасов не только по средней стоимости и по стоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО), но, что важно для практиков, — по стоимости каждой единицы: «Запасы (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам, животных на выращивании и откорме, а также запасов, указанных в п. 19 настоящего Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности), отпущенные в производство или выбывшие (далее — выбывшие) в отчетном периоде, оцениваются одним из следующих способов:
-
по стоимости каждой единицы;
-
по средней стоимости;
-
по стоимости первых по времени поступления запасов (далее — способ ФИФО).
Отметим, что в стандарт включены упрощенные методы учета транспортно-заготовительных затрат, метод списания материалов по мере выдачи их в производство, что не приведет к ухудшению и усложнению учета транспортно-заготовительных затрат, а организациям не придется перестраивать организационные процессы складского учета и диспетчеризации.
Обратим ваше внимание, что абз. 1 п. 25 Национального стандарта вызвал дискуссию в профессиональном сообществе: «Последующая учетная оценка запасов (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам, и животных на выращивании и откорме) осуществляется на отчетную дату путем сопоставления по каждой единице бухгалтерского учета запасов первоначальной стоимости и чистой стоимости реализации, определяемой в порядке, установленном положением об учетной политике организации». В стандарте предусмотрен подход «осуществляется», а звучало предложение «организации имеют право осуществлять».
Представители Минфина настаивают, что резервы под снижение стоимости запасов создаются в целях реализации установленного п. 8 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете и отчетности принципа осмотрительности, который означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена. В настоящее время создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей является обязанностью организации (п. 19 — 23 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь