В Беларуси хотят предложить новое прочтение положений законодательства об экономическом (деловом) риске |
Во время выступления на круглом столе, посвященном вопросам реализации и совершенствования положений законодательства об экономическом (деловом) риске, заместитель директора Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Олег Русецкий отметил, что право на этот риск в Беларуси ввели еще в 2010 году благодаря Директиве Главы государства «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности».
— Право руководителей субъектов хозяйствования на деловой риск при осуществлении своей деятельности закреплено этим документом. Чтобы его гарантировать и это право защищалось, приняты изменения и дополнения в КоАП и Уголовный кодекс. Они содержат нормы об экономическом (деловом) риске, которые рассматривают соответствующие деяния, связанные с этими рисками, как не подлежащие уголовной ответственности и не рассматривают их как административные правонарушения, — отметил Русецкий.
Русецкий также подчеркнул, что реализация и защита этого права особенно актуальна в современных условиях, в которых оказалась Республика Беларусь не по собственной инициативе. Речь идет о незаконных экономических инструментах, которые применяются в отношении нашей страны, поэтому необходимо преодолевать проблемные моменты:
— Мы отмечаем, что без инициативных действий и обоснованных рисков выход из сложившихся условий, преодоление трудностей, с которыми мы столкнулись, затруднительно.
Тема, по словам Олега Русецкого, актуальна. Более того, ее важность подтверждается соответствующими поручениями Президента.
— В частности, 31 марта 2023 г., когда было обращение с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию, Глава государства одним из таких поручений указал, что правоохранительные, надзорные, контролирующие органы при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать деловой риск, не связанный с коррупцией и личной выгодой. То есть те решения руководителей, которые могут нанести какой-то экономический ущерб, но они обоснованы какой-то стратегией, — отметил Олег Русецкий.
Он также рассказал журналистам, что правовое регулирование, а также нормы об обоснованном деловом (экономическом) риске необходимы. Однако они нуждаются в совершенствовании, конкретизации и разъяснении отдельных положений.
Проблема, по словам Русецкого, выявлена, но есть неоднозначное понимание такого понятия, как экономический (деловой) риск:
— Поэтому предложено конкретизировать критерии обоснованности, а также иные способы, не связанные напрямую с корректировкой требований УК и КоАП. Например, обеспечение возможности консультирования внешних экспертов представителей государственных структур при принятии соответствующих рисков.
Подготовлено по материалам Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь