Дополнительное руководство по обесценению в соответствии с МСФО (IFRS) 9 для банков |
Совет по МСФО выпустил окончательную редакцию МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в июле 2014 г., но для банков эта тема еще не закрыта.
МСФО (IFRS) 9 ввело новый подход к созданию резерва по обесценению для финансовых инструментов, основанный на ожидаемых кредитных убытках (ECL), который радикально отличается от используемой в соответствии с МСФО (IAS) 39 модели понесенных убытков. После выхода МСФО (IFRS) 9 два органа — Базельский комитет по банковскому надзору (далее — Комитет) и Рабочая группа по расширенному раскрытию информации (далее — EDTF) — недавно опубликовали руководство относительно ECL в МСФО (IFRS) 9.
Обе публикации предназначены для крупных банков, ведущих активную международную деятельность, но дополнительное руководство может оказаться полезным и для других банков со сложной структурой.
РУКОВОДСТВО БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ ПО УЧЕТУ ECL ДЛЯ БАНКОВ
В декабре 2015 г. Базельский комитет выпустил «Руководство по кредитным рискам и учету ожидаемых кредитных убытков». В этом документе представлено руководство по применению надежной практики управления кредитным риском, связанное с внедрением и последующим применением концепции ECL, введенной МСФО (IFRS) 9. В частности, Комитет ожидает, что будет применяться хорошо организованный и качественный подход к оценке ECL банками.
В Руководстве рассматриваются области, требующие значимых суждений, применяемых для обеспечения соблюдения требований ECL, а также подчеркивается потребность в надежном управлении, системах контроля, процессах и раскрытии информации.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Комитет подчеркивает важность включения в учетную оценку банком ECL большого объема уместной, обоснованной и подтверждаемой перспективной информации, в том числе макроэкономических данных. В частности, банки не должны игнорировать будущие события только потому, что вероятность их наступления низкая или существуют основания для увеличения затрат или проявления субъективности. Это особенно актуально для однократных неопределенных событий, например будущих последствий выхода Великобритании из Европейского союза. Однако Комитет признает, что в определенных исключительных случаях информация о будущем событии может не быть обоснованной и подтверждаемой, и в этом случае такое событие должно быть исключено из определения ECL.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЛЯ «НИЗКОГО КРЕДИТНОГО РИСКА»
По мнению Комитета, использование освобождений по МСФО (IFRS) 9 должно быть ограничено для банков, ведущих активную международную деятельность. Данное ограничение включает запрет на использование «освобождения для низкого кредитного риска» для кредитов (хотя для ценных бумаг также могут быть предусмотрены некоторые случаи использования этого освобождения).
Использование этого освобождения в МСФО (IFRS) 9 отменяет необходимость оценки наличия значительного увеличения кредитного риска после первоначального признания для финансовых инструментов с низким кредитным риском (например, имеющим инвестиционный рейтинг). Невозможность воспользоваться освобождением может повлечь необходимость выполнения значительного объема дополнительной работы и анализа.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЕСЦЕНЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО (IFRS) 9
В ноябре 2015 г. EDTF опубликовала отчет «Влияние подхода, основанного на ожидаемых кредитных убытках, на раскрытие банками информации о рисках». В нем рекомендуется раскрывать в годовой отчетности банков информацию для облегчения понимания рынком подхода ECL к определению обесценения, как того требует МСФО (IFRS) 9.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД С НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА ДО ПРИНЯТИЯ СТАНДАРТА
EDTF подчеркивает, что необходимо представлять информацию в течение переходного периода, что обуславливает необходимость перехода на МСФО (IFRS) 9, начиная с годовой отчетности на 31 декабря 2015 г. Как показано в приведенной далее таблице, EDTF рекомендует использовать для раскрытия информации постепенный поэтапный подход в течение переходного периода. EDTF предлагает первоначально сконцентрироваться на раскрытии качественной информации. Количественная информация о воздействии МСФО (IFRS) 9 может быть представлена не позднее чем в составе годовой отчетности 2017 года.
ПОСТОЯННОЕ РАСКРЫТИЕ
ИНФОРМАЦИИ
EDTF также рекомендует раскрывать информацию, которая будет применяться на постоянной основе после принятия МСФО (IFRS) 9 и объем которой превышает объем, необходимый в соответствии со стандартами учета. Например, EDTF рекомендует банкам представлять раскрытие информации о чувствительности. Такая информация поможет увидеть ключевые причины изменения кредитных убытков, когда они оказываются значимыми и полезными для понимания существенных изменений.
ЧТО БУДЕТ ПРЕДПРИНЯТО ДАЛЬШЕ?
Банки, а особенно банки, осуществляющие активную внутреннюю деятельность, и другие крупные банки со сложной структурой, должны изучить воздействие Руководства Базельского комитета и рекомендаций EDTF по раскрытию информации. Банки должны определить степень применимости дополнительных руководств и то, каким образом им следует запланировать их включение в процесс внедрения МСФО (IFRS) 9.
При этом банкам придется учитывать мнение местных регулирующих органов. Помимо требований о постоянном раскрытии информации после перехода на МСФО (IFRS) 9, банкам также следует рассмотреть вопрос о раскрытии информации в переходном периоде, которое будет необходимо в настоящее время и впоследствии вплоть до первого периода после перехода на МСФО (IFRS) 9.
Ориентировочные сроки внедрения рекомендаций EDTF по раскрытию информации
в переходном периоде
Ранее |
Общая концепция, отличия от используемого подхода и стратегия внедрения • Разъяснение общей концепции подхода ECL. • Описание текущих подходов к определению обесценения и сравнение с подходом ECL. • Разъяснение метода внедрения стратегии, включая сроки, основные контрольные этапы и ответственность |
Ранее |
Подробное описание принципов, организация управления рисками и воздействие на планирование капитала • Разъяснение путей внедрения ключевых концепций и методик моделирования кредитного риска. • Разъяснение новых принципов управления, процессов и процедур контроля и их связи с существующими принципами управления, процессами и процедурами контроля • Разъяснение ожидаемого воздействия на планирование капитала |
2017 год |
Раскрытие количественной информации • Представление количественной оценки потенциального воздействия, если она может быть надежно определена (не позднее чем в составе годовой отчетности 2017 г.). • Рассмотрение вопроса о дополнительном временном раскрытии информации |
2018 год и позже |
Полномасштабный переход на МСФО (IFRS) 9 • Представление информации в переходный период в соответствии с МСФО (IFRS) 7 в первом промежуточном периоде после принятия стандарта. • Рассмотрение всех рекомендаций EDTF |
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь