Новости

«Руководитель IKEA просил снизить для них вступительный взнос. Речь шла о 100 долларах!»

«Руководитель IKEA просил снизить для них вступительный взнос. Речь шла о 100 долларах!» |

Количество просмотров 2278
Председатель «Минского столичного союза предпринимателей и работодателей» и лидер «Республиканской конфедерации предпринимательства» Владимир Карягин рассказал «Салідарнасці» о непростой жизни отечественного бизнеса, атаках криминала и мести со стороны коррупционеров.

– Владимир Николаевич, в одном из интервью вы сказали, что с вами на строительстве БАМа работало много ныне известных белорусов. Кто, к примеру?

– Журналист Владимир Дзюба, спортивный комментатор Сергей Новиков, министр культуры Борис Светлов. Эти люди были в моем отряде, это мои бойцы. Я со студенческих лет формирую команды. На БАМе участвовал в строительстве четырех гидростанций. Всего в моих отрядах побывало около 600 человек. Мне приятно видеть, что они выросли, стали бизнесменами, ректорами, судьями, прокурорами, врачами и писателями. Сегодня мы поддерживаем с ними неформальную связь и создали ассоциацию ветеранов строительства Байкало-Амурской магистрали и Якутии.

– Вы возглавляли Союз кооперативов БССР. Самые удивительные кооперативы того времени?

– К примеру, кооператив «Спутник», который располагался на улице Интернациональной. Это было первое в нашей стране брачное агентство. Его организаторы создали несколько сотен семей.

Еще один замечательный кооператив – «Гарантия». Его председатель Владимир Перочинский объединил более тысячи таксистов-владельцев автомобилей. Поездки у них были дешевле, чем на государственном такси. Кроме того, они задали другой стандарт обслуживания: первыми поставили счетчики, рации (в Гродно и Бресте), стали открывать клиентам двери и подносить вещи. А ведь в то время таксисты были очень разбалованы дефицитностью своей позиции.

– Интерес со стороны криминала кооперативы в БССР, видимо, ощущали.

– В конце 80-х-начале 90-х – безусловно. Поскольку появились личности, которые зарабатывали значительно больше средней 120-рублевой зарплаты, то к ним стали приходить люди, которые улыбались и предлагали свои услуги по охране и защите. Особенно тем, кто работал в торговле. Если ты отказывался, то у тебя могло что-то сгореть или исчезнуть. Случались избиения, вывозы в лес, пытки горячим утюгом. Были и заказные убийства. На площади Победы однажды взорвался автомобиль, а на теперешнем проспекте Победителей застрелили банкира.

Я был вице-президентом Союза кооперативов СССР, где генеральным директором работал знаменитый Кивелиди. Спустя несколько лет его отравили в Москве на рабочем месте в офисе Союза. На телефонную трубку нанесли радиоактивные высокотоксичные элементы. Погибли и он, и его секретарь.

– Вам когда-нибудь угрожали?

– Конечно. Но популярностью у рэкета я не пользовался, ведь занимался не коммерческой деятельностью, а сферой образования, да и моя известность их отталкивала. Однажды даже приключился курьезный случай. Ехал в мороз с водителем на «Вольво» в Гродно. Заглох двигатель. Водитель перешел через дорогу, остановил встречную машину, попросил передать по приезду в Минск, чтобы товарищи нас забрали. Из автомобиля ответили: мы бандиты, но Владимиру Николаевичу вызовем помощь, он содействует появлению богатых людей. Я тогда был депутатом Минского горсовета.

– Какими своими детищами вы гордитесь?

– По моей инициативе создан ряд предпринимательских союзов и учебных заведений, в частности Институт парламентаризма и предпринимательства, где я был первым ректором, а сегодня являюсь почетным. Я всегда формировал команды, способные решать серьезные задачи.

– Вы отметили, что сегодня чувствуете себя общественным деятелем и исследователем. Чем тогда зарабатываете на жизнь?

– Я являюсь учредителем ряда предприятий. Из многих организаций вышел, но их руководители про меня не забывают.

– Вы являетесь членом общественно-консультативного Совета при Генпрокуратуре, занимающегося противодейсвием коррупции. В 2013-м бывшего первого зампреда Минского горисполкома Игоря Васильева приговорили к 14 годам за получение взятки в 250 тысяч долларов. По вашим сведениям, насколько распространены в Беларуси такие суммы для коррупционеров?

– Как правило, суммы в полмиллиона, миллион долларов предлагают

бизнесмены из наших стран-соседей. Чиновники не могут устоять против соблазна. Конечно, это отвратительно. Коррупция и откаты – ржавчина экономики.

– Белорусские предприниматели менее расположены искушать чиновников взятками?

– Во-первых, от них деньги зачастую даже не возьмут.

– Почему?

– Потому что они здесь живут. У коррупционеров есть свои правила. Брать деньги от местного они не рискуют, потому что не знают, какие у него здесь подвязки, знакомства, однокурсники и т.д.

Во-вторых, белорусские бизнесмены меньше соседей владеют инструментом дачи взятки. В России по просьбе президента Якутии мы направили работать в регион смоленскую фирму с белорусским капиталом. Так они не смогли там действовать – везде требовались откаты. Белорусски менеджеры сказали: мы не привыкли так работать, даже не знаем, как подойти, чтобы дать деньги. В итоге их обманули, и они смогли вернуть средства только через суд.

Я потом разговаривали с одним долларовым миллиардером, сказал ему: как вам не стыдно, белорусы приехали, выполнили работы, а вы не расплатились. Он в ответ ухмыльнулся: ну вот вы силу проявили, вырвали свои деньги, я вами восхищен. А речь шла всего лишь о нескольких миллионах российских рублей.

Что касается Беларуси, то у нас много оснований для появления коррупции заложено в непрозрачных процедурах выделения земельных участков. Некоторые люди заработали большие деньги на перепродаже участков земли под строительство, особенно в Минске. А все потому что у них был доступ к людям власти, которые выделяли участки под совершенно пустые фирмы, не обладающие активами. Это типичный заработок белорусских коррупционеров, как в Минске, так и в других городах.

– Как считаете, какой процент дел, связанных с коррупцией, доходит до суда?

– Думаю, не более 10%. Почему? Телефон специальной горячей антикоррупционной линии в нашем Союзе – 8029 3-999-77-5. Мы просим предпринимателей: если тебя принуждают к сделке, позвони, сообщи, пожалуйста.

Достаточно одного моего звонка в Следственный комитет или прокуратуру и ваше дело не будет оставлено без внимания. Вы думаете этот телефон перегружен звонками? Люди боятся сюда звонить. Но когда я приезжаю в регион, то многие пытаются уединиться со мной, чтобы что-то рассказать и посоветоваться.

– Чего они боятся?

– Мести. И их страх оправдан. Я помню, как у одного предпринимателя, занимавшегося поставками ткани, вымогала деньги налоговый инспектор одного из районов Минска. Он передал ей взятку, положив деньги в туалетный бачок ресторана. Как оказалось, за инспектором давно наблюдали следственные органы. Предпринимателя задержали, он рассказал для кого были предназначены деньги.

Дальше он не смог работать. За ним шел след, ему мстили по любому мелкому поводу дополнительными проверками. Он был вынужден закрыть фирму. Этот человек изменил свой вид дейтельности и сегодня работает в Союзе предпринимателей.

Вместе с тем я вижу, что государство старается с коррупцией бороться. К нам прислушиваются, я периодически встречаюсь с генеральным прокурором. Приятно, что публично обсуждается проект закона о коррупции. Мы много лет о нем говорили, и наше предложение о публичном обсуждении было вопсринято на политическом уровне.

По сравнению с соседями из СНГ сегодня сформирован образ Беларуси как менее коррумпированной страны. Значит, инвестор чувствует себя здесь увереннее. Потому что есть ряд компаний, которым сама мысль о коррупции отвратительна. К примеру, IKEA принціпиально не работает в стране, где есть коррупция.

Ее руководитель Ингвар Кампрад, у которого более 30 млрд долларов и которому далеко за 80 лет, из экономии никогда не летает бизнес-классом и живет в Швейцарии, а не в Швеции, где выше налоги.

Он лично звонил нам, спрашивал, сколько IKEA должна заплатить за вступление в столичный Союз предпринимателей (сегодня компания активно развивает проект в Могилевской области). Интересовался, нельзя ли снизить для них взнос. Речь шла о 100 долларах!

– И что вы сделали?

– Мы пошли ему на уступки.

(Продолжение следует.)

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.