Новости

Перспективы внешней торговли на 2015 год не внушают оптимизма

Перспективы внешней торговли на 2015 год не внушают оптимизма |

Количество просмотров 1936
Несмотря на то, что окончательные итоги прошлого года во внешней торговле Беларуси еще не подведены, уже ясно, что в целом его вряд ли можно будет назвать успешным. Нынешний также оптимизма не внушает.

По сведениям Национального статистического комитета, объем белорусской внешней торговли товарами в январе-ноябре 2014 года составил около 71 млрд. долларов, сократившись на 3% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

При этом, правда, экспорт удалось удержать почти на том же уровне — 99,5%, тогда как импорт упал до 94,7%. Соответственно, сальдо хоть и осталось отрицательным (3 млрд.), но уменьшилось в 1,7 раза.

Чем ближе союзник, тем хуже сальдо?

На состоявшейся 26 сентября встрече с Чжан Гаоли, первым заместителем премьера Госсовета КНР, членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, Александр Лукашенко заявил: «Поддержка Китая — это фактор независимости нашего государства. А если учесть, что у нас такая же поддержка Российской Федерации, то Беларусь, ну, извините меня, становится практически неуязвимой».

Тем самым было в очередной раз подтверждено, что главными союзниками официальный Минск считает Москву и Пекин. В политическом плане с этим трудно поспорить, но вот в том, что касается чисто экономического сотрудничества, возникают некоторые сомнения.

Прежде всего, основной вклад в весьма значительное отрицательное сальдо белорусской внешней торговли всегда вносят именно Россия и Китай. Например, в 2008 году, когда оно равнялось 6 млрд. долларов, минус в торговле с Россией составлял 13 млрд., с Китаем — 800 млн. В 2011-м те же показатели составляли, соответственно, 5, 11 и 1,5 млрд.

Вот и за 11 месяцев минувшего года мы продали России продукции меньше, чем купили, на 5,8 млрд. долларов, а Китаю — на 1,5 млрд.

К тому же следует иметь в виду, что как раз в декабре достигло апогея белорусско-российское продовольственное противостояние, так что окончательные итоги могут оказаться еще хуже.

Что сулит новый мегапроект с Китаем?

Во взаимодействии с Поднебесной имеются и другие проблемы. По мнению экспертов BISS, сотрудничество с КНР не оправдывает ожиданий белорусских властей, так как вдобавок к тому, что затягивается реализация проекта китайско-белорусского индустриального парка, не оправдались надежды на кредиты.

Тем не менее, это не помешало Минску и Пекину начать обсуждение еще одного мегапроекта — под названием «Экономический пояс Великого шелкового пути», целью которого является более глубокая интеграция экономики Китая с экономиками Азии, а в перспективе и Европы.

Проект включает в себя: 1) усиление координации государств региона в политической области; 2) интенсификацию строительства единой дорожной сети; 3) развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; 4) увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах; 5) усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона.

Поскольку в азиатский регион Беларусь пока вроде бы не входит, то, как представляется, реально отношение к ней может иметь лишь второй пункт. Не случайно в начале декабря на встрече министров транспорта двух стран белорусская сторона призвала партнеров активнее инвестировать в транспортно-логистический сектор.

Надежды возлагаются на формирование сухопутного маршрута перевозки грузов ускоренными контейнерными поездами из Китая в Европу, а также на участие китайцев в развитии скоростных железнодорожных перевозок на белорусской территории.

Несмотря на то, что с точки зрения увеличения объемов торговли услугами это выглядит достаточно привлекательно, не стоит забывать, что Китай альтруизмом не занимается. То есть вполне возможно, что здесь, как и в случае упомянутого индустриального парка, могут возникнуть разного рода сложности.

«Дальняя дуга» не спасает

Как известно, в течение многих лет Минск делал ставку и на финансово-экономическое сотрудничество с монархиями Персидского залива — Катаром, Эмиратами, Оманом, Саудовской Аравией. Экспорт в эти страны за январь-ноябрь прошлого года вырос на 60%, но вырос и импорт, так что отрицательное сальдо сократилось весьма незначительно.

Пусть в разной степени, то же самое относится и к Индонезии, Вьетнаму, Ирану, Боливии, другим государствам так называемой дальней дуги, которые в разное время записывались белорусскими властями в «стратегические партнеры». Кое-где определенных успехов добиться удалось, но по большому счету те, на кого делалась ставка, не выручили.

А пример Венесуэлы вообще чрезвычайно наглядно демонстрирует, какие угрозы несет в себе чрезмерная ориентация на государства с сырьевой экономикой. Если еще четыре года назад экспорт туда составлял свыше 300 млн. долларов, то в прошлом году — чуть больше 100 млн., при том что по сравнению с 2013-м он вырос почти на четверть. Единственное утешение в плане обеспечения сальдо — импорт теперь стал практически нулевым…

Наибольшую прибыль принесла торговля с Украиной (2,3 млрд. долларов) и Евросоюзом (1,8 млрд.), однако она была получена почти исключительно за счет продажи нефтепродуктов.

Поэтому в связи с резким падением мировых цен на нефть, а также в условиях кризисного состояния российской экономики, вызванного санкциями Запада в ответ на агрессию Москвы против Киева, внешнеэкономические перспективы Беларуси на наступивший год благоприятными, к сожалению, не выглядят.

"Белорусские новости"

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.