Новости

Нацбанк рекомендовал комбанкам Беларуси оценивать эффективность кредитуемых проектов на стадии реализации

Нацбанк рекомендовал комбанкам Беларуси оценивать эффективность кредитуемых проектов на стадии реализации |

Количество просмотров 2304
Национальный банк Беларуси рекомендовал коммерческим банкам повысить эффективность кредитования субъектов хозяйствования. Об этом сказано в письме Нацбанка комбанкам.

В Нацбанке проанализировали проблемные вопросы, возникающие у банков при выдаче кредитов субъектам хозяйствования, и выработали рекомендации, которые должны помочь улучшить ситуацию. Банкам рекомендовано проводить оценку проектов не только принимая решение о выдаче кредита, но и на стадии реализации. Если финансовые, экономические показатели отклоняются от предусмотренных бизнес-планом, то кредитование нужно приостановить до момента, пока кредитополучатель не повысит эффективность проекта до запланированного уровня.

Кредиты не могут предоставляться на финансирование текущей деятельности, если у субъекта хозяйствования в течение последних 6 месяцев растет просроченная дебиторская задолженность, складские запасы.

Государственные организации и организации, доля собственности государства в уставном фонде которых составляет более 50 %, могут рассчитывать на кредиты на выплату зарплаты при условии опережающего роста производительности труда над ростом номинальной начисленной среднемесячной зарплаты.

В Нацбанке отметили, что рекомендации разработаны во время поступательно проводимой в последние годы работы, направленной на более рациональное использование кредитных ресурсов банков. Реализация этих шагов должна позволить обеспечить эффективность как инвестиционного кредитования, так и кредитования текущей деятельности предприятий реального сектора экономики, принимать при необходимости оперативные меры для снижения кредитного риска и повышения эффективности реализуемого проекта, а также способствовать снижению просроченной дебиторской задолженности и запасов готовой продукции на складах.

Как сообщалось, представляя в конце декабря нового главу Национального банка Павла Каллаура, Президент Беларуси Александр Лукашенко в числе прочих поставил задачу повышения контроля за эффективным использованием кредитных ресурсов. Президент потребовал давать кредиты только под окупаемые, жизненно важные для страны проекты, под реальные бизнес-планы. При этом ответственность за неэффективно используемые средства будет нести не только тот, кто эти деньги «закопал в землю», но и тот, кто видел, что их не вернут, но все равно предоставил, сказал тогда Александр Лукашенко. 

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.