Нацбанк будет применять общую скоринговую модель для оценки кредитной истории физлиц
Нацбанк будет применять общую скоринговую модель для оценки кредитной истории физлиц |
Количество просмотров
1896
Национальный банк Беларуси будет применять общую скоринговую модель для оценки кредитной истории физлиц. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил начальник управления "Кредитный регистр" Нацбанка Виктор Пленкин, поясняя нормы постановления правления регулятора №409 от 6 июля.
Данный документ, который вступает в силу после его официального опубликования, вносит изменения и дополнения в постановление Нацбанка №67 от 27 мая 2009 года "О формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов".
В целом в результате обновления постановление приведено в соответствие с нормами указа №325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций".
Виктор Пленкин обратил внимание, что в Беларуси сокращается количество нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы формирования кредитных историй и предоставления кредитных отчетов. Новое постановление предусматривает предоставление пользователям кредитной истории нового вида отчета "Расширенный Плюс - физическое лицо". Он будет включать результаты статистической обработки информации, содержащейся в кредитной истории физического лица - кредитный скоринг.
Кредитный скоринг представляет собой балл (от 0 до 400), который присваивается кредитополучателю для оценки его способности и потенциала погасить долг. Этот балл рассчитывается на основании имеющейся кредитной информации о прошлых периодах с использованием статистической модели. "Например: если у вас кредитный скоринг 325 баллов, это означает, что в прошлом из 1000 кредитополучателей с похожей кредитной историей 6 допустили просроченную задолженность более 90 дней. Кредитный скоринг в 100 баллов говорит о том, что из 1000 кредитополучателей число допустивших просроченную задолженность более 90 дней было 229, а значит, тут уже есть над чем задуматься кредитору", - сказал Виктор Пленкин. Он отметил, что кредитный скоринг не является "чем-то новым в нашей стране, многие банки используют скоринговые модели в своей деятельности".
Главное отличие кредитного скоринга Национального банка заключается в том, что скоринговая модель построена на данных всех банков, поэтому включает в себя характеристики, не доступные отдельным кредиторам. Основным преимуществом кредитного скоринга является способность установить количественно измеримую степень риска. Это в свою очередь способствует снижению издержек за счет автоматизации принятия решения о выдаче кредита, сокращению времени обработки заявлений и принятия решения о выдаче или отказе в кредите, а также снижению влияния человеческого фактора при принятии решений. "В целом на оценку влияет информация о просроченных платежах в прошлом, о видах и количестве договоров, запросов от кредиторов, а также давность событий", - разъяснил Виктор Пленкин. В настоящее время регулятор проводит работу с банками по ретроанализу данных. Специалисты просчитывают скоринговые баллы на определенные даты в прошлом для того, чтобы банки смогли убедиться в работоспособности скоринговой модели Нацбанка, найти область ее применения и определить балл отсечения, исходя из своей кредитной политики. "Это достаточно трудоемкая, но необходимая работа.
По убеждению специалистов, кредитный скоринг должен применяться пользователями кредитных историй осознанно с пониманием механизмов его работы. Только в этом случае будет достигнут положительный результат", - констатировал начальник управления. Кроме того, к концу текущего года планируется предоставлять кредитный скоринг субъектам кредитных историй. "Это поможет кредитополучателям лучше понять свою кредитную историю, взглянуть на себя глазами банков. К указанному времени в банковской среде должно сложиться устойчивое отношение к кредитному скорингу по данным Кредитного регистра. Мы сможем не только предоставлять новую услугу, но и давать необходимые пояснения", - резюмировал Виктор Пленкин.
Аудиторская палата подготовила разъяснение по вопросам, поступающим от членов Аудиторской палаты, в отношении порядка распределения рабочего времени между членами аудиторской группы, в частности — аудитором и ассистентом аудитора. Есть ли в национальном законодательстве ограничения по распределению рабочего времени между аудитором и ассистентом аудитора?
Аудиторская палата подготовила разъяснение по поступающим от аудиторских организаций вопросам о возможности совмещения руководителем аудиторского задания обязанностей руководителя аудиторской группы. Может ли руководитель аудиторского задания одновременно быть руководителем аудиторской группы? Может ли руководитель аудиторского задания быть аудитором, проводившим аудит в одном лице?
В настоящее время налоговый аудит выходит за рамки традиционного аудита и рассматривается как согласованная с клиентом процедура, направленная на детальную проверку правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и сборов. При этом именно налоговый аудит является одной из самых востребованных услуг, поскольку налогоплательщики хотят обезопасить себя от претензий со стороны налоговых органов.
Комментарий к
Закону Республики Беларусь от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов» в части изменения методики исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство.
Несмотря на то, что действие МСФО (IFRS) 18 не распространяется на структуру и содержание сокращенной промежуточной финансовой отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО (IAS) 34, при подготовке сокращенной промежуточной финансовой отчетности в первый год применения МСФО (IFRS) 18 организации должны включить в такую отчетность все заголовки, которые они предполагают использовать в отчетности при применении данного стандарта, и промежуточные итоги, требуемые пунктами 69–74 МСФО (IFRS) 18.
Фонд МСФО запустил бесплатный навигатор по стандартам раскрытия информации, разработанным Советом по стандартам отчетности в области устойчивого развития (SASB). Материалы размещены в соответствии с отраслевой классификацией SASB и доступны в формате PDF и HTML. Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) опубликовал отчет «Качество раскрытий и международная сопоставимость по МСФО.
Ключевые поправки к МСФО
(IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» включают требование к компании раскрывать существенную информацию об учетной политике, а не полностью основные положения учетной политики. Теперь в МСФО
(IAS) 8 приведены примеры существенных положений учетной политики и разъяснения отличий между изменениями в бухгалтерских оценках и изменениями в учетной политике и исправлением ошибок, и то, каким образом организации используют методы измерения и исходные данные для разработки бухгалтерских оценок.