Более тысячи товарных вагонов, на которых не найдены покупатели, скопилось на территории Могилевского вагоностроительного завода и за ней.
Как заявил на совещании в Могилевском облисполкоме помощник президента, инспектор по Могилевской области Геннадий Лавренков, вагоны никому не нужны.
Территория завода, возведение которого одобрил в 2005 году Александр Лукашенко, сейчас буквально заставлена продукцией. Много вагонов ожидают своих покупателей на запасных путях далеко за городом. И так уже не первый год.
Периодически в государственных СМИ появляются сообщаения о том, что завод заключил выгодные договоры на поставку продукции в страны СНГ, в первую очередь Казахстан и Россию, и дела завода скоро пойдут на лад. Но эти прогнозы пока не оправдываются.
На совещании помощник президента Геннадий Лавренков упрекал за бездеятельность главу города Владимира Цумарева.
«Пятилетка не складывается — надо менять подходы и переходить на ручное управление, — объяснял свое видение ситуации инспектор по Могилевской области. — А что, Цумарев не знал, что эти вагоны делались с первого дня — зная, что на них сбыта нет?»
Узнать, какой позиции придерживается администрация предприятия, не удалось. В приемной руководителя сообщили, что завод эту неделю простаивает.
В частной беседе специалисты признали, что трудности с продажей продукции есть. Вагоны не выдерживают конкуренции с российскими по цене, так как сырье для них надо завозить из-за границы.
Кроме того, российский рынок, на который в первую очередь ориентирована продукция завода, переполнен своими вагонами. Специалисты отмечают, что ведется поиск новых рынков сбыта. Высказываются мнения, что спасти ситуацию может европейский рынок, так как качество могилевских вагонов не уступает европейскому.
Рабочие не захотели говорить с журналистом о ситуации на предприятии. По словам бывшего работника завода Володара Цурпанова, который работал сварщиком на производстве вагонов, качество продукции соответствует требованиям России, Украины и Казахстана, но цена — высокая для тамошних рынков.
«Проблема вагоностроительного в том, что это проект административный, — полагает Цурпанов. — По приказу Лукашенко был построен завод, и пока он имел мощность небольшую для обеспечения внутренних нужд — проблем не было. А вот когда он вышел на то количество, которое надо было сбывать за границу, то возникли препятствия не только экономического плана, но и политическая составляющая там была. Был период, когда правительство России запрещало продавать заводу комплектующие. Спасение для завода, если начнут работать рыночные законы. Не удивительно, что завод, бывший среди лидеров, сейчас занимает последнюю строку в городском хозяйстве».
По словам бывшего главы предприятия Валерия Осипова, объемы производства увеличили, чтобы остановить текучесть кадров.
«Висело объявление у нас на проходной с приглашением работать в Российскую Федерацию. С зарплатой в 1,5 тысячи долларов, — говорил в 2013 году Осипов. — Нам пришлось принимать срочные меры. Увеличивать объемы производства в разы, чтобы сохранить людей».
Средняя зарплата на предприятии в 2013 году была 7 миллионов рублей. Услышав такую цифру сейчас, работники только улыбаются. Тогда обещали, что в 2017 году будут производить до 7 тысяч вагонов в месяц. Сейчас завод производит 3 тысячи. Большинство их становится на запасные пути Белорусской железной дороги, которой предприятие платит за аренду, тем самым увеличивая цену продукции.
Белорусские предприятия неохотно берут могилевские вагоны. Специалисты отмечают, что приходится их убеждать, чтобы приобрели.
Могилевский вагоностроительный завод создали в 2005 году по поручению Александра Лукашенко. В 2007 году, посещая могилевский автозавод, глава государства потребовал, чтобы через два года в Беларуси было полноценное вагоностроительное производство. Тогда Лукашенко заявил: «В ближайшее время на всемирных рынках прогнозируется дефицит вагонов, и мы должны ускорить темпы развития вагоностроения, чтобы ни от кого не зависеть».
Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.11.2023 № 71 скорректировано постановление ведомства от 18.10.2019 № 57 «О порядке ведения аудиторского реестра и представлении информации об аудиторской деятельности».
В Республике Беларусь форма и порядок оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» установлены Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11.
Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.
Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.
С 1 января 2024 г. Pillar II начнет действовать полностью на территории стран ЕС: в декабре 2022 на заседании ECOFIN было объявлено о согласии стран-участниц принять проект общеевропейской директивы по Pillar II плана BEPS 2.0 единогласно (хотя незадолго до этого данная тема была исключена из повестки заседания). Все государства ЕС должны завершить имплементировать директиву в свое национальное законодательство к концу 2023 года.