Новости

Министерство труда и социальной защиты: реальная заработная плата в Беларуси с 2010 года выросла в 1,4 раза

Министерство труда и социальной защиты: реальная заработная плата в Беларуси с 2010 года выросла в 1,4 раза |

Количество просмотров 1502
Реальная заработная плата в Беларуси в январе-июне 2015 года к уровню 2010 года выросла в 1,4 раза, номинальная среднемесячная заработная плата - в 5,6 раза. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты. 

Номинальная начисленная заработная плата в республике в первом полугодии 2015-го по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличилась на 11,9% до Br6 млн 461,8 тыс., в том числе в июне - Br6 млн 883,7 тыс. ($449,4 в эквиваленте). 

Повышение зарплаты работников бюджетных организаций осуществляется в основном путем увеличения размера тарифной ставки первого разряда. В текущем году она повышалась дважды (с 1 февраля и с 1 марта), общий прирост тарифной ставки первого разряда составил 6,2%. Это позволило сохранить положительным реальное содержание заработной платы бюджетников и стабилизировать соотношение зарплаты работников бюджетных организаций к ее уровню по республике. 

Так, в 2015 году этот показатель составил за январь 80,1%, за январь-февраль - 80,6%, за январь-март - 80,3%, за январь-апрель - 80,3%, за январь-май - 80,4%, за январь-июнь - 80,5%. 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-июне 2015 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 21,8% и составила Br5 млн 199,6 тыс., в том числе в июне - Br5 млн 560,1 тыс. ($363 в эквиваленте).

По словам специалистов, стимулирование экономического роста через повышение уровня оплаты труда и, следовательно, потребительского спроса доказано практикой макроэкономического регулирования развитых стран. При этом необходимо не простое механическое повышение заработной платы, а применение различных форм и систем оплаты труда в сочетании с рациональной организацией труда и модернизацией производства. 

Главное условие увеличения заработной платы в реальном секторе экономики - это эффективность хозяйствования организаций, в том числе достижение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. 

Как отметили в министерстве, доминирующим подходом в оплате труда работников коммерческих организаций является ее либерализация, расширение прав нанимателей в стимулировании их труда и увязка ее размеров с ростом производительности труда. 

Уровень зарплаты работников коммерческой организации напрямую зависит от финансовых возможностей организации, а также от результативности управленческих решений, принимаемых ее руководителем. 

Коммерческим организациям предоставлены широкие права и возможности в установлении различных систем оплаты труда, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС). Наниматели вправе самостоятельно (на основании локального нормативного правового акта) устанавливать работникам любые системы оплаты труда, определять составляющие заработной платы. 

В республике постоянно увеличивается количество организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда, которые увязаны с эффективностью деятельности. Так, с января 2012 года по июнь 2015-го количество организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда, увеличилось с 288 до 9 тыс. 202, или в 32 раза. 

Наиболее распространенной системой оплаты труда является применение тарифной сетки, разработанной в организации (35% от общего количества организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда), комиссионную систему оплаты труда использует 21%. Удельный вес организаций коммунальной формы собственности, применяющих гибкие системы оплаты труда, составил от 67,5% в Минске до 100% в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областях. 

Защиту интересов низкооплачиваемых работников обеспечивают государственные минимальные гарантии в области оплаты труда. В последние годы проделана значительная работа по восстановлению реального экономического назначения и укреплению роли минимальной заработной платы (МЗП). 

Размер МЗП в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте). МЗП устанавливается ежегодно с 1 января с учетом соотношения размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, при этом обеспечивается поэтапное сближение этих размеров. 

Так, с 1 января 2015 года минимальная заработная плата установлена в размере Br2 млн 100,1 тыс., что составляет 100% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек на начало года. 

По сравнению с 1 января 2011 года размер МЗП увеличился в 4,6 раза. Защиту минимальной заработной платы от инфляции в течение года выполняет механизм ее индексации. 

Законодательно возможность индексации предоставлена как работникам бюджетных организаций при превышении индексом потребительских цен пятипроцентного порога, так и работникам реального сектора по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). При этом норматив индексации установлен в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), что позволяет в наибольшей степени компенсировать инфляционные потери низкооплачиваемым группам населения.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.