Новости

Кризис в ресторанах. Клиентов все меньше, проверок все больше |

Количество просмотров 1249
Экономический кризис добрался и до ресторанов. Белорусы все реже заглядывают в кафе, а если и приходят — внимательно изучают цены, прежде чем сделать заказ. У рестораторов прогноз печальный — дальше будет только хуже. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, уменьшают порции и переходят на белорусские продукты. Цены, кстати, стараются не повышать.

Казалось бы, белорусскому бизнесу пора привыкнуть к экономическому кризису. Девальвация белорусского рубля, ограничение импорта, запрет на повышение цен, ужесточение законодательства, проверки — всё это стало обычной практикой в Беларуси. Но нынешняя ситуация, по словам игроков рынка, отличается от 2008 и 2011 годов. Кризис затяжной, его решение зависит от экономической и политической ситуации в регионе.

В ресторанах уменьшают порции и переходят на белорусские продукты

Глава Гильдии поваров Беларуси Александр Чикилевский отмечает, что в ресторанах стало меньше клиентов, уменьшились и суммы по чекам. «Люди внимательно смотрят на цены», — объясняет он.

Сказалось и снижение туристического потока из России. «Не оправдались ожидания на новогодние праздники, — отмечает собеседник. — Сейчас туристы из России и Украины приезжают, но количество совсем не то, что до кризиса».

В таких условиях рестораторы вынуждены ухищряться — уменьшать порции, предлагать более простые блюда, где в составе по минимуму импортных ингредиентов.

Многие шеф-повара перешли на белорусские продукты.

«Вопрос, конечно в качестве, — говорит эксперт. — Далеко не по всем позициям можно найти достойный аналог. Но по мясу, к примеру, последние годы никаких вопросов нет к белорусскому производителю. Тем более, технологии сегодня позволяют приготовить достойное блюдо даже из говяжей или свиной грудинки. Другой вопрос, что не каждый повар владеет навыками и технологиями».

По прогнозам главы гильдии, не все игроки рынка смогут выдержать конкуренцию в кризис, поэтому в ближайшее время нас ожидает закрытие ресторанов.

«Порядка 260 объектов общественного питания в Минске стоит на продаже, — отмечает Чикилевский. — В областных центрах ситуация выглядит несколько лучше, так как цены там не зашкаливали, но и в регионах рестораны вынуждены корректировать работу, чтобы сохранить клиентов».

«Основной причиной продажи ресторанного бизнеса является спад покупательской способности: поток клиентов снижается, продукты питания и алкогольные напитки дорожают. Никто не заинтересован работать с низкой рентабельностью и туманными перспективами, — заявил руководитель проектов по торговой недвижимости компании «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев. — Если продать бизнес не удается, то его владелец либо продолжает работу, пытаясь настоять на снижении ставок аренды, либо уходит с рынка. Но это касается заведений с неэффективной бизнес-моделью».

Ключевой вопрос — аренда помещений

По словам представителя Белорусской ассоциации кулинаров, после 30-процентной девальвации следовало снизить ставки по аренде, а они, наоборот, повысились.

«Владелец ресторана заплатил за аренду, за коммунальные услуги, за продукты… Всё, на зарплаты и развитие бизнеса денег уже не остается, — говорит собеседник. — Если предприниматель успел купить помещения, у него ситуация легче, но большинство арендуют помещения».

Стремительно падает спрос на услуги общественного питания. «Даже на свадьбы клиенты стараются договориться с ресторанами, что заказывают по минимуму, а остальное готовят сами», — отметил представитель ассоциации.

По его словам, пока не стабилизируется экономическая ситуация в стране, владельцы ресторанов будут нести убытки:

«Если сегодня сокращают рабочую неделю до 3 дней, какая зарплата у народа? 4 миллиона рублей. Разве за эти деньги человек может позволить себе сходить в ресторан? Да ему в магазин сходить денег не хватает!»

У работников ресторана также зарплаты сокращаются. «Поэтому многие нацелены уезжать из страны. В Москву, например. Там ситуация тоже непростая, но спрос в ресторанах не такой низкий, как у нас», — подытожил представитель Белорусской ассоциации кулинаров.

При этом надзорные органы — санитарные службы, налоговики и Минторг — не намерены ослаблять контроль. И показательные проверки объектов общепита тому подтверждение.

В Беларуси станет больше фаст-фуда

В новых условиях владельцы ресторанов вынуждены оптимизировать бизнес — сокращать персонал, пересматривать меню и поставщиков, искать новые способы привлечения клиентов.

По прогнозам Александра Чикилевского, будет расширять сеть городских бистро.

Директор консалтинговой компании «РестКонс» Юрий Ананчук также считает, что концепция фаст-фуда будет наплаву. Рестораны будут активнее предлагать еду «на вынос».

«Однако далеко не каждое блюдо можно подать в ланч-боксах, поэтому не все рестораны перейдут на такой способ, — говорит Ананчук. — Чтобы привлечь клиентов, рестораны будут предлагать скидки и акции».

По словам эксперта, белорусские рестораторы уже имеют иммунитет на кризис. Опытные игроки на рынке знают, как действовать в этой ситуации: «Сегодня владельцы ресторанов не повышают цены. Чтобы сократить расходы, идут на сокращение персонала, не повышают зарплаты».

Юрий Ананчук считает, что кризис выбьет из игры слабых игроков и закалит сильных: «В 2008 и 2011 году, как бы сложно не было, открывались новые рестораны. Думаю, что и в этом году нас ждут новые объекты. Люди работают на перспективу».

По мнению Дмитрия Дробышева, бизнесмены в этом году будут подходить к открытию новых объектов избирательно и осторожно.

«В основном будут развиваться крупные сети — те, у кого есть поддержка, планы по открытию или уже заключенные договоры. Это будут сети кафе и заведений быстрого питания, ориентированные на людей со средним и ниже среднего достатка», — считает специалист.

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

1. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

2. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

3. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
«Тонкости» GDPR для аудиторских компаний

4. «Тонкости» GDPR для аудиторских компаний |

Клиенты аудиторских, адвокатских и консалтинговых организаций почему-то часто видят их в качестве обработчиков данных и пытаются в рамках договоров навязать условия, соответствующие отношениям «контролер-обработчик». А GDPR содержит в себе требования, которые накладывают на обработчиков определенные ограничения, что означает, что в этом случае компаниям придется следовать этим дополнительным условиям. Это может оказывать на деловые отношения с клиентами определенное давление.
Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость

5. Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость |

Британский эксперт Ричард Мерфи допускает системность аудиторских ошибок. Финансовый учет вводят в заблуждение нематериальные активы и взятые с потолка оценки. Логику рассуждений нужно строить на четырех базовых категориях нематериальных активов. Первая такая категория — это гудвил, то есть превышение уплачиваемой за приобретаемый бизнес суммы над стоимостью его материальных, физических активов, способных быть точно измеренными.
Подходы аудиторских организаций к выявлению искажений в финансовой отчетности по МСФО

6. Подходы аудиторских организаций к выявлению искажений в финансовой отчетности по МСФО |

Помимо проведения опросов и собеседований, аудитор использует другие процедуры для выявления зон риска существенных искажений на этапе планирования аудита в соответствии с МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». Одними из важнейших являются аналитические процедуры, которые заключаются в выявлении соотношений различных показателей финансовой отчетности и формирования выводов на основании различных показателей деятельности компании.
Проблемы учета и аудита основных средств и варианты их решения в соответствии с МСФО

7. Проблемы учета и аудита основных средств и варианты их решения в соответствии с МСФО |

В статье рассмотрены проблемы учета основных средств и методика проведения аудита основных средств согласно МСА. Рассмотрены критерии и особенности признания основных средств. Проблемы учета основных средств в большинстве белорусских предприятий — это признание и классификация активов, определение их балансовой стоимости, а также соответствующих амортизационных отчислений и убытков от обесценения, подлежащих признанию. Изложены принципы и требования МСФО 16 «Основные средства».
Колонка редактора

1. Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |

Негатив отчетных кампаний прошлых кризисных периодов наводит на размышления о дополнительном соблазне компаний к манипулированию отчетностью. Любой экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередная турбулентность на развивающихся рынках связана со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.

2. Плавный отказ от использования LIBOR и ориентир на новые процентные ставки в учете |

В США лишь ограниченное число ориентировочных ставок доступно для использования компаниями — составителями отчетности: ставки по прямым обязательствам американского Казначейства, LIBOR, по свопу на индекс овернайт (OIS) на основе эффективной ставки федеральных фондов, а с августа 2017 года также используется ставка на своп Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).

3. Корпоративная отчетность с учетом профессиональных суждений и раскрытия «устойчивого развития» |

Рынок «социально ответственных инвестиций» быстро растет. Внедрение фондовыми биржами и регуляторами пока еще в качестве рекомендательных документов по раскрытию информации о КСО и устойчивом развитии практикуется все шире. «Обязательности» этих документов препятствует нерешенная глобальная проблема создания единой системы финансовых и нефинансовых показателей. Решить эту проблему помогает стартовавшая в 2011 году международная инициатива IIRC.