Новости

Конец налогового рая для белорусских айтишников: Ошибка или справедливость?

Конец налогового рая для белорусских айтишников: Ошибка или справедливость? |

Количество просмотров 2148
ПВТ критикует правительство, покусившееся на часть его налоговых льгот. Другим предприятиям не понятно, почему ИТ-компании, имея большие прибыли, не должны участвовать в формировании ФСЗН Беларуси наравне со всеми. Кто прав?

Правительство пригрозило Парку высоких технологий сократить налоговые преференции. Для обсуждения с ключевыми игроками ИТ-рынка им был разослан проект соответствующего документа. Возмущенные «айтишники» на прошлой неделе выложили документ в интернет. После чего диалог вышел в публичное пространство.

Все ради программистов

20 февраля Минфин опубликовал на своем сайте информацию, о том, что для резидентов ПВТ планируется повысить подоходный налог на 1% - с 9 до 10% (тогда как остальные граждане Беларуси платят 13%), а также в два раза увеличить ФСЗН (базой для расчёта уплаты налога будет не одна средняя зарплата в стране, а две).

Решение по подоходному обусловлено тем, что в этом году он увеличивается для всех жителей страны – мол, почему айтишники должны быть в стороне. А вот увеличение взносов в ФСЗН Минтруда объясняет заботой о программистах – шаг якобы принимается «в целях усиления социальных гарантий работников», то есть чтобы было с чего оплачивать для них больничные и будущие пенсии.

Естественно, все резиденты Парка начали жаловаться на неминуемое сокращение зарплат айтишникам, а также предупредили об ударе по инвестиционной привлекательности страны. Компании начнут уходить из Беларуси, а инвесторы выбирать регионы с более привлекательными, а главное – стабильными условиями.

Директор администрации ПВТ Валерий Цепкало напомнил, что особый правовой режим ПВТ гарантируется декретом президента до 2020 года, и все компании рассчитывали на это.

Отложили до 2016-го?

После публичной критики проблему прокомментировала министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. «Точно могу сказать, что никакого решения сейчас нет, это только обсуждается», — цитирует руководителя ведомства БЕЛТА. Министр также подчеркнула, что сегодня у компаний сформированы бизнес-планы под определённые показатели, поэтому «не очень хорошо в середине года менять что-то в налоговой нагрузке, лучше планировать эти изменения на 2016 год». 

Таким образом, пока неизвестно когда и в каком виде нововведения будут приняты. Однако тот факт, что приняты они все же будут, у экспертов не вызывает сомнения.

Кто содержит пенсионеров?

Зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц считает, что данный вопрос висел в воздухе уже давно, и даже если на этот раз айтишники «отобьются», то завтра он станет снова.  По словам эксперта, ситуация с ПВТ очень неоднозначная, и можно понять как одну, так и другую сторону.

Сегодня ситуация такова, что IT-компании, имея большие прибыли, практически не участвуют в формировании ФСЗН. «Получается, на пенсии и другие выплаты этим ребятам должны зарабатывать работяги на заводах», - сказал эксперт.

Георгий Гриц отметил, что действительно, сегодня резиденты ПВТ показывают хорошие результаты, однако другие предприятия говорят: дайте нам такие льготы, и, может быть, мы тоже неплохой результат покажем.

Огромной проблемой долгосрочного существования внутреннего оффшора является вымывание кадров из предприятий вне этого «налогового рая». Многие компании и учреждения не могут найти себе программиста или находят его по остаточному принципу.

Эксперт указал на сложные условия, в которых приходится работать остальному бизнесу в Беларуси. Например, чего стоит требование Минторга торговым предприятиям ограничить рентабельность тремя процентами.

ИТ-компании не готовы снижать свою рентабельность и прибыль. Они заявляют, что перенесут нагрузку на своих сотрудников, снизив им зарплаты, вместо того, чтобы ужать прибыль.

Во всем мире создаются преференции для высокотехнологичных компаний, однако действуют они лишь в течение нескольких лет. «ПВТ же уже второй десяток пошел, - указал эксперт. – Можно взять на себя некие социальные обязательства».

У кого можно забирать деньги?

Высказывания Валерия Цепкало эксперт также подверг критике. В частности, он остановился на комментарии, опубликованном на Тut.by: "Вызывает удивление сама стратегия Минфина, направленная на перераспределение кем-то заработанных средств, а не на поиск новых путей и источников дохода для страны", - заявил директор ПВТ.

 «Это популистская реплика, - сказал Георгий Гриц. – Что значит «забрать кем-то заработанные деньги»? Извините, но у нас всех забирают заработанные нами деньги в виде налогов. Значит, у работника «Тракторного завода» можно, а у них – нельзя»?

Тем более, не ПВТ зарабатывает деньги, а компании-резиденты. Администрация ПВТ имеет процент от миллиарда прибыли, а чем занимается – непонятно. Ведь даже отбор кандидатов производят не они, а межведомственная комиссия на основе Академии наук.

Георгий Гриц предупредил, что подобные проблемы могут возникнуть и с другими оффшорами, создаваемыми в стране. Например, с Китайско-белорусским индустриальным парком, в котором могут работать такие же предприятия, что и вне оффшора. Возникнет вопрос конкуренции, причем, недовольными могут быть не только белорусские предприятия, но и российские.

Особые условия для ИТ – это требование сегодняшнего дня

Выслушав мнение эксперта, мы попросили представителя одной из ИТ-компаний ответить на его аргументы. Он признал, что заставить айтишников скидываться на пенсии и другие блага наравне с остальными белорусскими тружениками – справедливо. Однако есть одно «но»: производство программных продуктов не привязано к месту. Тракторному заводу очень сложно собраться и переехать на Кипр. ИТ-компания это может сделать легко. Именно поэтому сегодня страны во всем мире борются за привлечение разработчиков, соревнуясь в наиболее выгодных условиях. Беларусь же намерена отказаться от участия в этом соревновании.

"Ежедневник"

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.