Новости

Конец налогового рая для белорусских айтишников: Ошибка или справедливость?

Конец налогового рая для белорусских айтишников: Ошибка или справедливость? |

Количество просмотров 1969
ПВТ критикует правительство, покусившееся на часть его налоговых льгот. Другим предприятиям не понятно, почему ИТ-компании, имея большие прибыли, не должны участвовать в формировании ФСЗН Беларуси наравне со всеми. Кто прав?

Правительство пригрозило Парку высоких технологий сократить налоговые преференции. Для обсуждения с ключевыми игроками ИТ-рынка им был разослан проект соответствующего документа. Возмущенные «айтишники» на прошлой неделе выложили документ в интернет. После чего диалог вышел в публичное пространство.

Все ради программистов

20 февраля Минфин опубликовал на своем сайте информацию, о том, что для резидентов ПВТ планируется повысить подоходный налог на 1% - с 9 до 10% (тогда как остальные граждане Беларуси платят 13%), а также в два раза увеличить ФСЗН (базой для расчёта уплаты налога будет не одна средняя зарплата в стране, а две).

Решение по подоходному обусловлено тем, что в этом году он увеличивается для всех жителей страны – мол, почему айтишники должны быть в стороне. А вот увеличение взносов в ФСЗН Минтруда объясняет заботой о программистах – шаг якобы принимается «в целях усиления социальных гарантий работников», то есть чтобы было с чего оплачивать для них больничные и будущие пенсии.

Естественно, все резиденты Парка начали жаловаться на неминуемое сокращение зарплат айтишникам, а также предупредили об ударе по инвестиционной привлекательности страны. Компании начнут уходить из Беларуси, а инвесторы выбирать регионы с более привлекательными, а главное – стабильными условиями.

Директор администрации ПВТ Валерий Цепкало напомнил, что особый правовой режим ПВТ гарантируется декретом президента до 2020 года, и все компании рассчитывали на это.

Отложили до 2016-го?

После публичной критики проблему прокомментировала министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. «Точно могу сказать, что никакого решения сейчас нет, это только обсуждается», — цитирует руководителя ведомства БЕЛТА. Министр также подчеркнула, что сегодня у компаний сформированы бизнес-планы под определённые показатели, поэтому «не очень хорошо в середине года менять что-то в налоговой нагрузке, лучше планировать эти изменения на 2016 год». 

Таким образом, пока неизвестно когда и в каком виде нововведения будут приняты. Однако тот факт, что приняты они все же будут, у экспертов не вызывает сомнения.

Кто содержит пенсионеров?

Зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц считает, что данный вопрос висел в воздухе уже давно, и даже если на этот раз айтишники «отобьются», то завтра он станет снова.  По словам эксперта, ситуация с ПВТ очень неоднозначная, и можно понять как одну, так и другую сторону.

Сегодня ситуация такова, что IT-компании, имея большие прибыли, практически не участвуют в формировании ФСЗН. «Получается, на пенсии и другие выплаты этим ребятам должны зарабатывать работяги на заводах», - сказал эксперт.

Георгий Гриц отметил, что действительно, сегодня резиденты ПВТ показывают хорошие результаты, однако другие предприятия говорят: дайте нам такие льготы, и, может быть, мы тоже неплохой результат покажем.

Огромной проблемой долгосрочного существования внутреннего оффшора является вымывание кадров из предприятий вне этого «налогового рая». Многие компании и учреждения не могут найти себе программиста или находят его по остаточному принципу.

Эксперт указал на сложные условия, в которых приходится работать остальному бизнесу в Беларуси. Например, чего стоит требование Минторга торговым предприятиям ограничить рентабельность тремя процентами.

ИТ-компании не готовы снижать свою рентабельность и прибыль. Они заявляют, что перенесут нагрузку на своих сотрудников, снизив им зарплаты, вместо того, чтобы ужать прибыль.

Во всем мире создаются преференции для высокотехнологичных компаний, однако действуют они лишь в течение нескольких лет. «ПВТ же уже второй десяток пошел, - указал эксперт. – Можно взять на себя некие социальные обязательства».

У кого можно забирать деньги?

Высказывания Валерия Цепкало эксперт также подверг критике. В частности, он остановился на комментарии, опубликованном на Тut.by: "Вызывает удивление сама стратегия Минфина, направленная на перераспределение кем-то заработанных средств, а не на поиск новых путей и источников дохода для страны", - заявил директор ПВТ.

 «Это популистская реплика, - сказал Георгий Гриц. – Что значит «забрать кем-то заработанные деньги»? Извините, но у нас всех забирают заработанные нами деньги в виде налогов. Значит, у работника «Тракторного завода» можно, а у них – нельзя»?

Тем более, не ПВТ зарабатывает деньги, а компании-резиденты. Администрация ПВТ имеет процент от миллиарда прибыли, а чем занимается – непонятно. Ведь даже отбор кандидатов производят не они, а межведомственная комиссия на основе Академии наук.

Георгий Гриц предупредил, что подобные проблемы могут возникнуть и с другими оффшорами, создаваемыми в стране. Например, с Китайско-белорусским индустриальным парком, в котором могут работать такие же предприятия, что и вне оффшора. Возникнет вопрос конкуренции, причем, недовольными могут быть не только белорусские предприятия, но и российские.

Особые условия для ИТ – это требование сегодняшнего дня

Выслушав мнение эксперта, мы попросили представителя одной из ИТ-компаний ответить на его аргументы. Он признал, что заставить айтишников скидываться на пенсии и другие блага наравне с остальными белорусскими тружениками – справедливо. Однако есть одно «но»: производство программных продуктов не привязано к месту. Тракторному заводу очень сложно собраться и переехать на Кипр. ИТ-компания это может сделать легко. Именно поэтому сегодня страны во всем мире борются за привлечение разработчиков, соревнуясь в наиболее выгодных условиях. Беларусь же намерена отказаться от участия в этом соревновании.

"Ежедневник"

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

1. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

2. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

3. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

4. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

5. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

6. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

7. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
Колонка редактора

1. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

2. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?

3. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.