Новости

Когда убыточные предприятия оставят без господдержки?

Когда убыточные предприятия оставят без господдержки? |

Количество просмотров 1546

Совет министров еще в феврале принял программу своих действий на 2015 год, в которой объявил о новом принципе оказания господдержки. Власти заявили, что поставили перед собой цель повысить «эффективность использования государственных средств, предоставляемых организациям реального сектора».

Поэтому поддержку решено оказывать лишь «высокодоходным проектам, ориентированным на выпуск продукции, конкурентоспособной на мировых рынках».

Правительство намерено подготовить Указ президента, «предусматривающий внедрение новой системы распределения государственных средств». Поддержку из бюджета будут выделять не по заявительному принципу, а на основе конкурса, в котором могут участвовать все, даже частные, предприятия.

Государство позволит слабым утонуть?

Данное решение, которое позитивно оценивается экспертами, тем не менее, вызывает много вопросов. Главный из них – что станет с теми госпредприятиями, которые уже давно привыкли существовать в тепличных условиях и даже получать дотации из бюджета?

Очевидно, что выиграть в честном конкурсе у конкурентоспособных компаний они не смогут. А значит, должны остаться без господдержки – как больной в реанимации без искусственной подачи кислорода.

Получается, если сделать условия равными для всех, то, вероятно, огромное число государственных предприятий просто «вымрет».

«Ежедневник» обратился в правительство с вопросом, прогнозируют ли там «массовое вымирание» предприятий госсектора в связи с переориентацией системы господдержки.

На вопрос ответили в Министерстве экономики. Меры, прописанные в программе действий правительства на 2015 год, ведомство назвало планами на будущее.

«В настоящее время в правительстве прорабатывается вопрос о переходе на новые механизмы оказания государственной поддержки», - заявлено в ответе.

Поэтому в 2015 году госпредприятия продолжат получать помощь по-старинке. Новые подходы «предлагается» вводить лишь в новой пятилетке, начиная с 2016 года. При этом все программы, начатые ранее объявленного срока, продолжат финансировать из бюджета.

«Государство не отказывается от обязательств по поддержке ранее начатых организациями проектов по модернизации, техническому переоснащению или выходу на безубыточную работу, - сказали в Минэкономики. -- Решения по индивидуальной государственной поддержке, принятые до вступления в силу новых подходов, будут действовать до окончания их срока».

Что касается прогнозов о самочувствии большинства нынче убыточных госпредприятий после введения предполагаемых изменений, то этот вопрос остался без ответа.

Даже флагманы белорусской промышленности рискуют

Зато Минэкономики пояснило решение, которое принял Совмин совместно с Нацбанком, об индивидуальной поддержке 106 избранных предприятий, которые считаются «ведущими». Напомним, власти выбрали сотню предприятий, которым в нынешнем году они будут помогать расплачиваться по кредитам и бороться с убыточностью. Как заявил премьер-министр Андрей Кобяков, правительство «в ручном режиме» будет проводить анализ их финансового состояния и принимать «конкретные решения».

«Что касается 106 ведущих предприятий страны, то правительством и Национальным банком ведется работа по мониторингу ситуации с их кредитной задолженностью. В данном случае речь идет о мерах оперативного характера. Но в новых условиях эти предприятия будут претендовать на государственную поддержку наравне с другими организациями».

То есть, можно сделать вывод, что если заявленные реформы в сфере господдержки осуществятся, то в числе вымерших могут оказаться даже «титаны» белорусской промышленности, продукция которых оказалась невостребованной – МАЗ, Тракторный завод, многие предприятия легпрома и другие. Очевидно, что "быть или не быть" в данном случае – политический выбор, и будущее планов правительства зависит от воли самого высокого уровня.


«Ежедневник»

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.