Новости

Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции |

Количество просмотров 1234
Правительство определило перечень из сотни наиболее значимых белорусских предприятий. Для них предусмотрена государственная поддержка в виде различных преференций. Эксперты не видят в правительственном списке точек роста и считают, что для спасения реального сектора требуются миллиардные инвестиции, которых нет.

Меньше денег под жесткий контроль

106 предприятий реального сектора белорусской экономики определены правительством как наиболее значимые.

В этот список входят Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, «Амкодор», «Нафтан», «Полимир» и прочие компании.

Как отметил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, правительство включало предприятия в перечень наиболее значимых по двум основным критериям — по количеству рабочих мест и вкладу в формирование ВВП.

Для приоритетных предприятий правительством предусмотрена финансовая поддержка. Речь идет об участии в государственных программах, кредитах под гарантии правительства, компенсации процентов по кредитам, освобождении от уплаты пошлин за ввоз импортного оборудования и прочих налоговых преференциях.

«Смотрим каждое предприятие в отдельности и вырабатываем вместе с банками решения по снижению существующей кредитной нагрузки, помогаем пересмотреть бизнес-планы, принимаем иные меры, чтобы предприятия могли вздохнуть свободно», — рассказал на недавнем заседании правительства белорусский премьер-министр Андрей Кобяков.

При этом, по его словам, предприятиям необходимо активно заниматься вопросами возврата просроченной дебиторской задолженности и поиском новых рынков сбыта.

«Если предприятие четко видит рынки сбыта, имеет гарантированные экспортные контракты, то для него банки всегда найдут средства. Финансировать предприятия ради производства на склад никто не будет», — подчеркнул глава правительства.

То есть, правительство стремится ужесточить контроль над ресурсами, сделать их более адресными и окупаемыми, пояснил Георгий Гриц.

«Некоторые предприятия отказывались быть включенными в перечень, потому что их берут под стопроцентный контроль», — отметил эксперт.

Вместе с тем, размеры финансовой поддержки для белорусских предприятий в этом году будут сокращены. В частности, общий объем кредитования с господдержкой программ и мероприятий снижен на 36% до 44,2 трлн. рублей. Государственная инвестиционная программа оптимизирована на 40%.

«Теперь за две копейки надо сделать то, что было за два рубля! Эти меры должны предполагать меньшее количество инвестиционных проектов, более адресные проекты с большей окупаемостью, более точные приоритеты и так далее», — считает зампредседателя БНПА.

Отсутствие точек роста, миллиардные инвестиции, ставка на средний бизнес

В целом эксперт не видит в правительственном списке тех предприятий, которые могли бы выступить драйверами роста для белорусской экономики.

«Практически все предприятия из этого списка за исключением нефтянки являются дотируемыми. Это продукт реализуемой в Беларуси политики, ее бремя и заслуга. Среди них нет явных точек роста, которые через 10 лет позволят трансформировать экономику в пятый, шестой технологический уклад», — отметил Георгий Гриц.

Экономист Александр Обухович также считает принимаемые правительством меры по поддержке крупных предприятий неэффективными. По мнению аналитика, для спасения реального сектора экономики требуются миллиардные инвестиции.

«Крупные предприятия требуют огромных вливаний, чтобы из них получился толковый бизнес. Без этого выиграть конкурентную борьбу, которая только обостряется в условиях кризиса, даже на российском рынке практически невозможно», — отметил эксперт.

Если поставить перед человеком задачу построить дом, но давать ему только по одному кирпичу в месяц, то дом он не построит. У нынешней господдержка крупных предприятий схожая эффективность, считает Александр Обухович.

По его оценкам, для вывода, например, «Интеграла» на более-менее жизнеспособный уровень нужно около 5-7 млрд. долларов, для Минского автомобильного завода — около 5 млрд. долларов инвестиций.

«В республике таких денег нет, поэтому волей-неволей для выживания придется идти на союзы и компромиссы. Недаром перед кризисом прошла волна слияний и поглощений, но мы этого делать не умеем», — говорит экономист.

Он предлагает реструктуризировать белорусскую экономику и сделать ставку на малый и средний бизнес.

«В Германии у 90% предприятий численность работников менее 500 человек. В кризис они пострадали меньше всех. То есть, сама структура нашей экономики, которая за последние годы не изменилась и представляет собой сборочный цех Советского союза, на сегодняшний день нежизнеспособна», — уверен Обухович.

"Белорусские новости"

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

1. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

2. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

3. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
«Тонкости» GDPR для аудиторских компаний

4. «Тонкости» GDPR для аудиторских компаний |

Клиенты аудиторских, адвокатских и консалтинговых организаций почему-то часто видят их в качестве обработчиков данных и пытаются в рамках договоров навязать условия, соответствующие отношениям «контролер-обработчик». А GDPR содержит в себе требования, которые накладывают на обработчиков определенные ограничения, что означает, что в этом случае компаниям придется следовать этим дополнительным условиям. Это может оказывать на деловые отношения с клиентами определенное давление.
Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость

5. Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость |

Британский эксперт Ричард Мерфи допускает системность аудиторских ошибок. Финансовый учет вводят в заблуждение нематериальные активы и взятые с потолка оценки. Логику рассуждений нужно строить на четырех базовых категориях нематериальных активов. Первая такая категория — это гудвил, то есть превышение уплачиваемой за приобретаемый бизнес суммы над стоимостью его материальных, физических активов, способных быть точно измеренными.
Подходы аудиторских организаций к выявлению искажений в финансовой отчетности по МСФО

6. Подходы аудиторских организаций к выявлению искажений в финансовой отчетности по МСФО |

Помимо проведения опросов и собеседований, аудитор использует другие процедуры для выявления зон риска существенных искажений на этапе планирования аудита в соответствии с МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». Одними из важнейших являются аналитические процедуры, которые заключаются в выявлении соотношений различных показателей финансовой отчетности и формирования выводов на основании различных показателей деятельности компании.
Проблемы учета и аудита основных средств и варианты их решения в соответствии с МСФО

7. Проблемы учета и аудита основных средств и варианты их решения в соответствии с МСФО |

В статье рассмотрены проблемы учета основных средств и методика проведения аудита основных средств согласно МСА. Рассмотрены критерии и особенности признания основных средств. Проблемы учета основных средств в большинстве белорусских предприятий — это признание и классификация активов, определение их балансовой стоимости, а также соответствующих амортизационных отчислений и убытков от обесценения, подлежащих признанию. Изложены принципы и требования МСФО 16 «Основные средства».
Колонка редактора

1. Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |

Негатив отчетных кампаний прошлых кризисных периодов наводит на размышления о дополнительном соблазне компаний к манипулированию отчетностью. Любой экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередная турбулентность на развивающихся рынках связана со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.

2. Плавный отказ от использования LIBOR и ориентир на новые процентные ставки в учете |

В США лишь ограниченное число ориентировочных ставок доступно для использования компаниями — составителями отчетности: ставки по прямым обязательствам американского Казначейства, LIBOR, по свопу на индекс овернайт (OIS) на основе эффективной ставки федеральных фондов, а с августа 2017 года также используется ставка на своп Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).

3. Корпоративная отчетность с учетом профессиональных суждений и раскрытия «устойчивого развития» |

Рынок «социально ответственных инвестиций» быстро растет. Внедрение фондовыми биржами и регуляторами пока еще в качестве рекомендательных документов по раскрытию информации о КСО и устойчивом развитии практикуется все шире. «Обязательности» этих документов препятствует нерешенная глобальная проблема создания единой системы финансовых и нефинансовых показателей. Решить эту проблему помогает стартовавшая в 2011 году международная инициатива IIRC.