Новости

Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции

Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции |

Количество просмотров 1426
Правительство определило перечень из сотни наиболее значимых белорусских предприятий. Для них предусмотрена государственная поддержка в виде различных преференций. Эксперты не видят в правительственном списке точек роста и считают, что для спасения реального сектора требуются миллиардные инвестиции, которых нет.

Меньше денег под жесткий контроль

106 предприятий реального сектора белорусской экономики определены правительством как наиболее значимые.

В этот список входят Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, «Амкодор», «Нафтан», «Полимир» и прочие компании.

Как отметил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, правительство включало предприятия в перечень наиболее значимых по двум основным критериям — по количеству рабочих мест и вкладу в формирование ВВП.

Для приоритетных предприятий правительством предусмотрена финансовая поддержка. Речь идет об участии в государственных программах, кредитах под гарантии правительства, компенсации процентов по кредитам, освобождении от уплаты пошлин за ввоз импортного оборудования и прочих налоговых преференциях.

«Смотрим каждое предприятие в отдельности и вырабатываем вместе с банками решения по снижению существующей кредитной нагрузки, помогаем пересмотреть бизнес-планы, принимаем иные меры, чтобы предприятия могли вздохнуть свободно», — рассказал на недавнем заседании правительства белорусский премьер-министр Андрей Кобяков.

При этом, по его словам, предприятиям необходимо активно заниматься вопросами возврата просроченной дебиторской задолженности и поиском новых рынков сбыта.

«Если предприятие четко видит рынки сбыта, имеет гарантированные экспортные контракты, то для него банки всегда найдут средства. Финансировать предприятия ради производства на склад никто не будет», — подчеркнул глава правительства.

То есть, правительство стремится ужесточить контроль над ресурсами, сделать их более адресными и окупаемыми, пояснил Георгий Гриц.

«Некоторые предприятия отказывались быть включенными в перечень, потому что их берут под стопроцентный контроль», — отметил эксперт.

Вместе с тем, размеры финансовой поддержки для белорусских предприятий в этом году будут сокращены. В частности, общий объем кредитования с господдержкой программ и мероприятий снижен на 36% до 44,2 трлн. рублей. Государственная инвестиционная программа оптимизирована на 40%.

«Теперь за две копейки надо сделать то, что было за два рубля! Эти меры должны предполагать меньшее количество инвестиционных проектов, более адресные проекты с большей окупаемостью, более точные приоритеты и так далее», — считает зампредседателя БНПА.

Отсутствие точек роста, миллиардные инвестиции, ставка на средний бизнес

В целом эксперт не видит в правительственном списке тех предприятий, которые могли бы выступить драйверами роста для белорусской экономики.

«Практически все предприятия из этого списка за исключением нефтянки являются дотируемыми. Это продукт реализуемой в Беларуси политики, ее бремя и заслуга. Среди них нет явных точек роста, которые через 10 лет позволят трансформировать экономику в пятый, шестой технологический уклад», — отметил Георгий Гриц.

Экономист Александр Обухович также считает принимаемые правительством меры по поддержке крупных предприятий неэффективными. По мнению аналитика, для спасения реального сектора экономики требуются миллиардные инвестиции.

«Крупные предприятия требуют огромных вливаний, чтобы из них получился толковый бизнес. Без этого выиграть конкурентную борьбу, которая только обостряется в условиях кризиса, даже на российском рынке практически невозможно», — отметил эксперт.

Если поставить перед человеком задачу построить дом, но давать ему только по одному кирпичу в месяц, то дом он не построит. У нынешней господдержка крупных предприятий схожая эффективность, считает Александр Обухович.

По его оценкам, для вывода, например, «Интеграла» на более-менее жизнеспособный уровень нужно около 5-7 млрд. долларов, для Минского автомобильного завода — около 5 млрд. долларов инвестиций.

«В республике таких денег нет, поэтому волей-неволей для выживания придется идти на союзы и компромиссы. Недаром перед кризисом прошла волна слияний и поглощений, но мы этого делать не умеем», — говорит экономист.

Он предлагает реструктуризировать белорусскую экономику и сделать ставку на малый и средний бизнес.

«В Германии у 90% предприятий численность работников менее 500 человек. В кризис они пострадали меньше всех. То есть, сама структура нашей экономики, которая за последние годы не изменилась и представляет собой сборочный цех Советского союза, на сегодняшний день нежизнеспособна», — уверен Обухович.

"Белорусские новости"

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит
Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности»

1. Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |

Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения. Закон предусматривает следующие основные меры: введение на территории Беларуси международных стандартов аудиторской деятельности. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами.
Контроль и аудит формирования себестоимости

2. Контроль и аудит формирования себестоимости |

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования и выявления резервов снижения затрат и повышения рентабельности предприятий.Контроль за формированием себестоимости является важнейшим аспектом управленческого учета и информационного обеспечения управления. Однако вопросы проведения аудита затрат на производство продукции и формирования себестоимости так и не получили должной национальной методологической основы.
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

3. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

4. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

5. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

6. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

7. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
Колонка редактора

1. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!

2. Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

У компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?

3. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.