Новости

Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции

Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции |

Количество просмотров 1740
Правительство определило перечень из сотни наиболее значимых белорусских предприятий. Для них предусмотрена государственная поддержка в виде различных преференций. Эксперты не видят в правительственном списке точек роста и считают, что для спасения реального сектора требуются миллиардные инвестиции, которых нет.

Меньше денег под жесткий контроль

106 предприятий реального сектора белорусской экономики определены правительством как наиболее значимые.

В этот список входят Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, «Амкодор», «Нафтан», «Полимир» и прочие компании.

Как отметил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, правительство включало предприятия в перечень наиболее значимых по двум основным критериям — по количеству рабочих мест и вкладу в формирование ВВП.

Для приоритетных предприятий правительством предусмотрена финансовая поддержка. Речь идет об участии в государственных программах, кредитах под гарантии правительства, компенсации процентов по кредитам, освобождении от уплаты пошлин за ввоз импортного оборудования и прочих налоговых преференциях.

«Смотрим каждое предприятие в отдельности и вырабатываем вместе с банками решения по снижению существующей кредитной нагрузки, помогаем пересмотреть бизнес-планы, принимаем иные меры, чтобы предприятия могли вздохнуть свободно», — рассказал на недавнем заседании правительства белорусский премьер-министр Андрей Кобяков.

При этом, по его словам, предприятиям необходимо активно заниматься вопросами возврата просроченной дебиторской задолженности и поиском новых рынков сбыта.

«Если предприятие четко видит рынки сбыта, имеет гарантированные экспортные контракты, то для него банки всегда найдут средства. Финансировать предприятия ради производства на склад никто не будет», — подчеркнул глава правительства.

То есть, правительство стремится ужесточить контроль над ресурсами, сделать их более адресными и окупаемыми, пояснил Георгий Гриц.

«Некоторые предприятия отказывались быть включенными в перечень, потому что их берут под стопроцентный контроль», — отметил эксперт.

Вместе с тем, размеры финансовой поддержки для белорусских предприятий в этом году будут сокращены. В частности, общий объем кредитования с господдержкой программ и мероприятий снижен на 36% до 44,2 трлн. рублей. Государственная инвестиционная программа оптимизирована на 40%.

«Теперь за две копейки надо сделать то, что было за два рубля! Эти меры должны предполагать меньшее количество инвестиционных проектов, более адресные проекты с большей окупаемостью, более точные приоритеты и так далее», — считает зампредседателя БНПА.

Отсутствие точек роста, миллиардные инвестиции, ставка на средний бизнес

В целом эксперт не видит в правительственном списке тех предприятий, которые могли бы выступить драйверами роста для белорусской экономики.

«Практически все предприятия из этого списка за исключением нефтянки являются дотируемыми. Это продукт реализуемой в Беларуси политики, ее бремя и заслуга. Среди них нет явных точек роста, которые через 10 лет позволят трансформировать экономику в пятый, шестой технологический уклад», — отметил Георгий Гриц.

Экономист Александр Обухович также считает принимаемые правительством меры по поддержке крупных предприятий неэффективными. По мнению аналитика, для спасения реального сектора экономики требуются миллиардные инвестиции.

«Крупные предприятия требуют огромных вливаний, чтобы из них получился толковый бизнес. Без этого выиграть конкурентную борьбу, которая только обостряется в условиях кризиса, даже на российском рынке практически невозможно», — отметил эксперт.

Если поставить перед человеком задачу построить дом, но давать ему только по одному кирпичу в месяц, то дом он не построит. У нынешней господдержка крупных предприятий схожая эффективность, считает Александр Обухович.

По его оценкам, для вывода, например, «Интеграла» на более-менее жизнеспособный уровень нужно около 5-7 млрд. долларов, для Минского автомобильного завода — около 5 млрд. долларов инвестиций.

«В республике таких денег нет, поэтому волей-неволей для выживания придется идти на союзы и компромиссы. Недаром перед кризисом прошла волна слияний и поглощений, но мы этого делать не умеем», — говорит экономист.

Он предлагает реструктуризировать белорусскую экономику и сделать ставку на малый и средний бизнес.

«В Германии у 90% предприятий численность работников менее 500 человек. В кризис они пострадали меньше всех. То есть, сама структура нашей экономики, которая за последние годы не изменилась и представляет собой сборочный цех Советского союза, на сегодняшний день нежизнеспособна», — уверен Обухович.

"Белорусские новости"

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Полемика
Аудит

1. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 2 |

В этой статье мы продолжаем рассматривать одну из самых рискованных статей финансовой отчетности — «Оценочные обязательства», риск существенного искажения этой статьи баланса обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

2. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

3. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

4. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.
Колонка редактора

1. Принципы МСФО и последствия ограничений по дивидендам |

При оценке результатов деятельности любой компании или банка за финансовый год важным показателем являются дивиденды. Дивиденды играют большую роль при оценке внедрения МСФО и являются обязательным критерием оценки эффективности. В тоже время Нацбанк Беларуси ожидает от банков следования рекомендациям, направленным письмом от 19.03.2020 № 47-13/46, в части направления нераспределенной прибыли прошлых лет в резервный и уставный фонды, а также неосуществления в текущем году выплаты дивидендов акционерам банка.

2. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

3. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».