Новости

Девальвация гривны обусловлена паническими настроениями населения

Девальвация гривны обусловлена паническими настроениями населения |

Количество просмотров 1231

Тренд на девальвацию курса гривни обусловлен паническими настроениями населения, считают банкиры, опрошенные агентством "Интерфакс-Украина".

"Девальвация гривны вызвана паническими настроениями населения. Необходимо предпринимать усилия для восстановления доверия к банкам, прекратить практику информационной закрытости в действиях власти", - считает глава правления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук.

"Продолжающая девальвация в данный момент обусловлена не столько экономическим фактором – минимальным количеством проводимых торгов, сколько психологическим, который сдерживает предложение валюты на рынке. Этот фактор остается неизменным продолжительное время и связан с неопределенной ситуацией на Востоке страны", - полагает директор по экономическому анализу и стратегическому планированию ВТБ Банка Михаил Папанов.

По его оценке, при отсутствии интервенций в поддержку гривны со стороны Национального банка Украины (НБУ) и договоренностей с крупнейшими компаниями-экспортерами о дополнительной продаже валюты рынок может обрести равновесие только при разрешении ситуации в зоне проведения АТО, а также подтверждения анонсированной международной финансовой поддержки Украины.

"При отсутствии инструментария интервенций для влияния на валютный рынок наиболее действенным фактором стабилизации ситуации остается прекращение оттока и стимулирование возврата средств вкладчиков в банковскую систему. С этой целью НБУ уже существенно повысил учетную ставку. Также и НБУ, и банковская система должны незамедлительно наладить четкий, регулярный и грамотный диалог с бизнесом и населением по вопросам надежности банковского сектора и безопасности хранения своих сбережений в банках", - добавил Папанов.

Председатель правления банка "Кредит Днепр" Елена Малинская отметила, что рассчитывать на стабилизацию ситуации на валютном рынке можно только после урегулирования конфликта на Востоке, так как "сильная национальная валюта может существовать лишь в мирной растущей экономике".

По ее оценке, отказ НБУ от индикативного курса гривни и переход к свободному курсообразованию стали позитивными сигналами для рынка, однако существенно ситуация на валютном рынке сможет измениться только после поступления средств в страну в рамках новой программы с МВФ.

"Проектная финансовая помощь частично компенсирует дефицит бюджета, а также станет позитивным сигналом для других иностранных инвесторов", добавила Малинская.

Первый заместитель главы правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин полагает, что девальвация обусловлена новым витком эскалации военных действий на востоке, и как следствие, опасениями его распространения на другие пограничные области Украины, отсутствием реальных переговоров с кредиторами о реструктуризации Украиной своих суверенных обязательств, угрозой неоткрытия согласованной ранее кредитной программы финансирования с Международным валютным фондом (МВФ) из-за не прекращения военных действий, а также оттоком депозитов из банков.

"Курс не стабилизируется, если вышеперечисленные факторы или большая их часть не будут устранены", - сказал банкир.

Главный эксперт отдела операций на валютном и денежном рынках ОТП Банка Никита Мишаков полагает, что существенным риском для курса гривни является ее избыточная эмиссия.

"Падение гривни может остановиться, когда прекратится ее избыточная эмиссия либо резко изменится платежный баланс страны", - считает он.

По оценке начальника управления общебанковских рисков банка "Финансы и Кредит" Николая Войткива, после стабилизации ситуации на востоке страны и предоставления первого транша кредита МВФ курс гривни начнет укрепляться.

"НБУ ограничен в инструментах по влиянию на курс гривни, и текущее значение котировок тому доказательство. Административные методы эффективны только в краткосрочном периоде но, как правило, очень негативно влияют на другие, не менее важные, экономические процессы. Так, сжимание свободной гривневой ликвидности на рынке ведет к росту процентных ставок и дальнейшему уменьшению объемов кредитования, что, в условиях падающей экономики, делать нельзя", - констатировал эксперт.

Как сообщалось, НБУ в пятницу, 20 февраля, опустил официальный курс гривни до нового исторического минимума – 27,858494 грн/$1, тогда как на межбанке с начала дня гривня подешевела с 27,5-28 грн/$1 до 29-29,5 грн/$1.

Официальный курс украинской валюты устанавливает негативные рекорды с 13 февраля, преодолев уровень 27 грн/$1 и опустившись до 27,357992 грн/$1 всего день назад.

Нацбанк с 5 февраля отказался от проведения ежедневных валютных аукционов и индикативного курса гривни, составлявшего на тот момент 16,73 грн/$1, и заявил о возврате к рыночному ценообразованию.

При подготовке проекта госбюджета на 2015 год правительство Украины использовало среднегодовой курс на уровне 17 грн/$1, однако в середине февраля в ходе подготовки поправок в госбюджет прогноз был ухудшен до 21,7 грн/$1.

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит

1. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

2. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

3. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.

4. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.

5. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Колонка редактора

1. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

2. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

3. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!