Цены на импорт разморозили и привязали к доллару |
Количество просмотров
3315
Бизнесу разрешили подымать отпускные цены на импортные товары. Теперь в магазинах не должно быть дефицита зарубежной продукции, но ее стоимость будет зависеть от курса валют.
Впервые за последние годы белорусы стали сталкиваться с дефицитом продовольственных товаров. К примеру, на этих выходных на прилавках магазинов некоторых крупных торговых сетей Минска не было помидоров, перца и красной рыбы.
Полки магазинов стали периодически пустеть из-за объявленного еще в конце прошлого года бессрочного моратория на рост цен. Он был установлен постановлением правительства № 1207 19 декабря 2014 года. В тот же день в стране резко подорожала валюта. Из-за принятых правительством мер импортные поставки в Беларусь стали убыточными. Бизнес распродавал остатки закупленных до моратория товаров и ждал «разморозки» цен.
«С того времени (со дня ввода моратория. — Naviny.by) мы общались с бизнесом, импортерами, интересовались, что происходит, по каким ценам им предлагают ввезти товар, отслеживали ситуацию, какое количество товара осталось. Это отслеживание, мониторинг, общение вылилось в разъяснение», — рассказывает заместитель министра торговли Ирина Наркевич.
Под разъяснениями она имеет в виду рекомендуемые правила по формированию цен, которые были опубликованы Министерством торговли и Министерством экономики 15 января.
«Когда мы с Министерством экономики разрабатывали эти рекомендации, то исходили из общих подходов. Они были направлены как на отечественных производителей с долей импортного сырья, так и на импортеров и розничную торговлю. Для каждого прописаны свои правила игры, чтобы не попасть под действие постановления № 1207. Оно продолжает свое действие, его никто не отменял», — отмечает начальник управления экономики и финансов Минторга Павел Филиппов.
Согласно рекомендациям, на импортируемые товары, приобретенные после 18 декабря, допускается увеличение отпускной цены не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5%.
К примеру, если импортер привез товар 19 января, когда доллар официально стоил 14 880 рублей, а предыдущая поставка товара была совершена 1 января, когда доллар официально стоил 11 900 рублей, то импортеру можно повысить отпускную цену на товар не более чем на 23,75% (с 1 по19 января доллар вырос на 25%, от этого значения нужно отнять 5%). Если же временная разбежка между новой и предыдущей поставками составляет всего пару дней, то и отпускная цена может быть повышена на меньший процент.
«Если предыдущая партия у вас была вчера или позавчера, то у вас корректировка курса доллара будет совершенно другая, и совершенно другой будет процент повышения цены», — объясняет Павел Филлипов.
При этом рентабельность продаж должна составлять не более 3%.
«Ограничения по рентабельности введены для того, чтобы импортеры не стремились работать по максимуму, забивать предельные цены и дополнительные риски», — говорит начальник управления экономики и финансов Минторга.
Производители должны применять такой же механизм ценообразования, как и импортеры, но отпускная цена на товар может быть увеличена только в части ее импортной составляющей.
При этом плановый уровень рентабельности производителей не должен превышать показатель девяти месяцев предыдущего года, когда ситуация в стране была стабильной.
Розничная торговля, покупая товары у импортеров и производителей, должна применять торговые надбавки на уровне 18 декабря 2014 года. Рентабельность продаж организаций торговли также должна составлять не более 3%. Сегодня средняя рентабельность по отрасли, по информации Минторга, составляет 2,4%. По продовольственной рознице рентабельность составляет 0,8-1,5%.
«Для торговли фактически ничего не меняется: они как применяли торговую надбавку, допустим, в 8-10%, так и дальше будут это делать. Если же отменить постановление правительства, то все забьют те цены, которые захотят. Что мы получим?! На полках у нас будут мандарины по 40-50 тысяч. Что на это скажет покупатель? Он, конечно же, возмутится. Понятно, что ситуация сейчас сложная для всех, но повышение цены не должно лечь только на плечи потребителя», — говорит Павел Филлипов.
На данный момент Минторг и Минэкономики оговаривают все нюансы нового механизма и в ближайшее время опубликуют дополнительные разъяснения.
Бизнес же пока сидит за калькулятором и переваривает новые рекомендации.
«На текущий момент компании проводят расчеты. Сейчас очень важно не суетиться и дать взвешенную оценку, достаточно ли этого решения, чтобы выйти из убытков, которые были за первые две недели», — говорит представитель продовольственной розницы, который попросил не называть свое имя.
Тем не менее, дефицита импортных товаров в магазинах быть не должно. А вот какого роста цен в ближайшее время стоит ждать покупателям, представители Минторга не готовы говорить. По их словам, это будет видно через одну-две недели.
«Если курс доллара снизится, то и цены пойдут вниз», — отмечают в Минторге.
Внесенные изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость обусловлены отменой с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».
Несмотря на общую отрицательную динамику, в 2023 году количество аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осталось практически неизменным (около 6,7 тыс. услуг), но в денежном выражении выручка от этих услуг увеличилась на 9,4 % по сравнению с уровнем 2022 года до 42,688 млн бел. руб. (13,1 млн долл., 1 долл. — 3,2551 бел. руб.). Это может свидетельствовать о заметном увеличении стоимости данных услуг в прошлом году.
Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.
Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.