Новости

Белорусы поедут в Россию за потребительским импортом

Белорусы поедут в Россию за потребительским импортом |

Количество просмотров 2045
Такой сценарий, считают эксперты, весьма вероятен в случае продления в 2015 году норм указа № 361, который вынуждает белорусских импортеров поднимать цены.

Напомним, летом 2014 года в Беларуси был принят указ № 361, согласно которому для импортеров (которые ввозят товары в неизменном виде) была установлена отсрочка права на 90 дней на вычет ввозного НДС.

Фактически это означало, что импортеры уплачивали налог на добавленную стоимость дважды: первый раз — на границе при ввозе товара, второй раз — при уплате налогов за отчетный период. Вернуть сверхуплаченные суммы НДС импортеры могут только через три месяца. В результате этого у предприятий-импортеров, как заявляли они, образовался недостаток оборотных средств на сумму сверхуплаченного НДС.

Указ № 361 действовал до конца 2014 года, однако Министерство по налогам и сборам на этой неделе сообщило, что положения упомянутого документа могут быть пролонгированы на нынешний год.

Белорусские экономисты считают, что в случае пролонгации 361-го указа население станет покупать импортные товары длительного пользования за пределами страны.

«Доступ на российский рынок для населения Беларуси является абсолютно открытым. В случае продления 361-го указа у белорусов будет мотивация съездить в Россию и приобрести импортный товар по более низкой цене», — считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Схожего мнения придерживаются представители бизнеса. Указ № 361 в 2014 году уже привел к сокращению продаж белорусских импортеров, но при этом стал стимулировать процесс покупки населением импортных дорогостоящих товаров за пределами страны.

«После введения в действие указа № 361 импорт новых легковых автомобилей в страну во втором полугодии вырос в два (!) раза относительно соответствующего периода предыдущего, 2013 года. А вот ввоз этих автомобилей национальными импортерами действительно снизился на 7%», — написал в своем блоге заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода.

Он предположил, что продление указа № 361 на 2015 год приведет к аналогичным последствиям и будет стимулировать население покупать импортные товары за пределами страны.

«Возможно, за батоном вы в Смоленск не побежите, а вот за автомобилем, бытовой техникой, мебелью и т.п. — запросто. Тем более что инфляция цен на эти товары в России еще долго будет отставать от глубины девальвации российского рубля», — отмечает Сергей Варивода.

По расчетам эксперта, сбережения белорусов на сегодняшний день позволяют приобрести не менее 500 тыс. новых легковых автомобилей. Государству, полагает Варивода, должно быть небезразлично, в какой стране население будет тратить валюту на приобретение импортного товара.

Учитывая неблагоприятные последствия, связанные с продлением действия указа № 361, данный вопрос необходимо тщательно изучать, полагает эксперт.

«Прежде чем продлевать на новый срок крайне болезненную для наших импортеров меру с заморозкой в бюджете на 90 дней ввозного НДС, следует десять раз просчитать последствия для каждого сегмента товарного рынка», — убежден Сергей Варивода.

На первый взгляд, считают эксперты, продление норм 361-го указа позволит получить государству дополнительные доходы, однако в действительности ситуация может оказаться другой.

«Понятно, что государство хочет попользоваться деньгами импортеров, однако нормы, закрепленные в 361-м указе, могут привести к сокращению бизнеса импортеров, и тогда бюджет недополучит деньги», — считает Александр Чубрик.

По мнению экономиста, такой сценарий вполне вероятен, учитывая, что импортеры в случае продления действия 361-го указа будут вынуждены закладывать налоговые издержки в цены.

Соответственно, считает директор Исследовательского центра ИПМ, из-за подорожания продажи импортеров могут снизиться, и бизнес импортеров будет сворачиваться.

«Если государство решило забрать деньги у импортеров, вначале нужно было узнать, смогут ли они их заработать», — резюмировал Александр Чубрик.

"Белорусские новости"

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.