Разъяснение о порядке раскрытия информации о суммах полученной государственной поддержки в примечаниях к годовой бухгалтерской отчетности (продолжение) |
В Аудиторскую палату поступили дополнительные вопросы о порядке применения требований раскрытия в примечаниях к годовой бухгалтерской отчетности информации о суммах полученной государственной поддержки.
Вопросы
В аудиторском сообществе имеет место точка зрения о том, что государственной поддержкой, информация о которой раскрывается в примечаниях, являются все налоговые льготы, информация о которых содержится в налоговых декларациях (в том числе, но не только, и льготы, описанные в вопросах 1 и 2). В этой связи просим разъяснить:
1. Относятся ли к раскрываемым в примечаниях к бухгалтерской отчетности суммам государственной поддержки отражаемые в приложении 1 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС «Сведения о размере и составе использованных льгот» суммы НДС, не поступившие в бюджет в связи с применением ставки 10 %?
2. Относятся ли к раскрываемым в примечаниях к бухгалтерской отчетности суммам государственной поддержки отражаемые в приложении 1 к форме налоговой декларации (расчету) по налогу на прибыль для белорусских организаций «Сведения о размере и составе использованных льгот» суммы налога на прибыль, не поступившие в бюджет, в связи с применением ставки налога на прибыль, отличной от общеустановленной; инвестиционного вычета; уменьшения налоговой базы на сумму перенесенного убытка?
Ответ
Нормативные акты, которыми предусматривается предоставление государственной поддержки, определяют виды и условия ее предоставления, что позволяет выделить следующие ключевые особенности мер государственной поддержки:
§ государственная поддержка представляет собой комплекс финансовых и нефинансовых мер, направленных на содействие развитию бизнеса и экономики, включая безвозмездные субсидии, льготное кредитование, компенсации, гранты, консультационные услуги, льготный режим налогообложения и иные аналогичные инструменты;
§ решение о предоставлении государственной поддержки принимается Президентом Республики Беларусь, а также путем издания отдельного закона или нормативного акта уполномоченного государственного органа, обладающего соответствующими полномочиями;
§ для получения государственной поддержки необходимо наличие экономического обоснования, выполнение установленных условий и критериев предоставления или возврата средств, определение срока действия преференций или условий их сохранения, а также представление отчетности о целевом использовании предоставленных ресурсов;
§ государственная поддержка предоставляется и рассматривается в индивидуальном порядке с учетом особенностей конкретного юридического лица.
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.11.2005 № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере», меры стимулирования, включая предоставление налоговых льгот, утверждаются Президентом Республики Беларусь, законодательным органом или уполномоченными исполнительными органами. В целях эффективного управления государственными ресурсами и имуществом соответствующие меры стимулирования внедряются при условии принятия отдельного решения в установленном порядке и выполнения предписанных требований со стороны субъектов хозяйственной деятельности.
Таким образом, получение государственной поддержки требует как специального нормативного распоряжения, так и выполнения предусмотренных условий.
Исходя из изложенного, меры государственной поддержки носят индивидуальный характер, регулируются специальными нормативными правовыми актами и могут изменять общие правила функционирования хозяйствующих субъектов на территории Республики Беларусь, включая налоговое законодательство. При этом, согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 2 Налогового кодекса, положения, регулирующие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер, а предусмотренные Налоговым кодексом особые режимы и льготы регулируются в рамках общей системы налогообложения.
В соответствии с п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 (далее — Инструкция № 112), в примечаниях к бухгалтерской отчетности обязательному раскрытию подлежат случаи государственной поддержки, выражающиеся, в частности, в изменении установленных законодательством сроков уплаты налогов и снижении налоговых ставок, дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога.
Таким образом, нормы Инструкции № 112 устанавливают обязанность указывать в отчетности виды и объемы государственной поддержки, отличающиеся от общих требований налогового законодательства, а также сроки ее предоставления.
Вопрос
Раскрывается ли в примечаниях к бухгалтерской отчетности резидентов ПВТ информация о суммах государственной поддержки в виде освобождения от начислений обязательных страховых взносов в ФСЗН на часть доходов, превышающих среднюю по республике месячную заработную плату?
Ответ
В соответствии с п. 2 Инструкции № 112 в примечаниях к бухгалтерской отчетности раскрывается информация о сроках предоставления и суммах государственной поддержки:
§ изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее — налоги) и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени;
§ нормативного распределения выручки;
§ предоставления бюджетных ссуд в пределах средств, предусмотренных в бюджете на очередной финансовый год;
§ снижения ставок налогов, дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога.
Состав республиканских налогов, сборов (пошлин), а также местных налогов предусмотрен в ст. 8 и 9 Налогового кодекса. Обязательные страховые взносы в ФСЗН не включены в состав налогов, сборов или пошлин. Таким образом, раскрытие в примечаниях к бухгалтерской отчетности информации о суммах освобождения от начислений обязательных страховых взносов в ФСЗН на часть доходов, превышающих среднюю по республике месячную заработную плату, п. 2 Инструкции № 112 не предусмотрено.
Подготовлено на основании запроса Аудиторской палаты и полученного от Министерства финансов Республики Беларусь ответа
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь






