Раскрытие информации, порядок признания и оценка стоимости основных средств |
Во многих компаниях, особенно производственных и транспортно-логистических, основные средства составляют больше половины всех их активов. Информация о структуре и объеме основных средств имеет важное значение при оценке платежеспособности предприятия и его инвестиционной привлекательности. Вместе с тем компании должны быть готовы к тому, что при переходе на МСФО стоимость основных средств может существенно отличаться от их стоимости в белорусской отчетности.
В Международных стандартах финансовой отчетности основным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств, является МСФО (IAS) 16 «Основные средства». Данный стандарт раскрывает порядок признания и оценки стоимости основных средств от момента первоначально понесенных затрат до продажи или выбытия по любой другой причине, способы начисления амортизации, раскрытие информации в финансовой отчетности.
Стандарт не применяется к следующим категориям активов:
§ основным средствам, классифицируемым как предназначенные для продажи (регулируется МСФО (IFRS) 5);
§ биологическим активам, связанным с сельскохозяйственной деятельностью, за исключением плодовых культур (регулируется МСФО (IAS) 41). Применяется к плодовым культурам, но не применяется к продукции на плодовых культурах;
§ признанию и оценке разведочных активов (регулируется МСФО (IFRS) 6);
§ правам пользования недрами и запасами полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы.
Следует признать, что национальные стандарты и МСФО (IAS) 16 трактуют основные средства одинаково — это те активы, которые используются хозяйствующим субъектом для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей. Они используются в течение более чем одного отчетного периода и способны приносить экономические выгоды в будущем.
В Беларуси нет единого критерия «МБП» (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так как эта категория использовалась до 2001 года, и сейчас имущество со сроком службы до года учитывается как материалы. Вместо этого, предприятия сами устанавливают в своей учетной политике критерии для разделения основных средств и малоценных необоротных материальных активов (МНМА), например, по стоимости. Главный критерий для МНМА — срок использования более одного года и стоимость ниже установленного лимита для основных средств.
Правила определения первоначальной стоимости основных средств в наших национальных стандартах близки к требованиям МСФО, в целом совпадает и перечень затрат, включаемых и не включаемых в первоначальную стоимость объекта. Как по МСФО (IAS) 16, так и по ПБУ в первоначальную стоимость включаются покупная цена, импортные пошлины, невозмещаемые налоги, затраты на доставку, стоимость профессиональных услуг и т.д., и не включаются административные и другие общие накладные расходы, если они не относятся непосредственно к приобретению объекта или его доведению до рабочего состояния.
В отношении последующей оценки основных средств в МСФО приняты два подхода:
§ основной подход, не предполагающий переоценки основных средств;
§ допустимый альтернативный подход, разрешающий переоценку основных средств.
Предусмотренный белорусским законодательством подход к переоценке основных средств соответствует допустимому подходу по МСФО, поэтому противоречия международным стандартам в данном случае нет. Вместе с тем последующая оценка основных средств по белорусским и международным стандартам может существенно отличаться, так как МСФО требуют обязательной уценки основных средств в случае их обесценения, а национальные стандарты этого не требуют. При определении стоимости, до которой должна производиться уценка основных средств, МСФО вводят понятие, отсутствующее в отечественных стандартах, а именно — возмещаемая стоимость. В соответствии с МСФО возмещаемая стоимость — это большее из двух значений: чистая продажная цена актива и ценность его использования. Самостоятельно решая вопрос о переоценке основных средств, организация в соответствии с ПБУ вправе не уменьшать их балансовую стоимость, даже несмотря на очевидное обесценение.
Для целей МСФО требуется признавать на балансе основные средства вне зависимости от их стоимости и, соответственно, амортизировать их в течение срока полезного использования.
Но на практике из-за сложности организации полноценного бухгалтерского учета для малоценных основных средств многие компании в случае их несущественности учитывают малоценные основные средства по аналогии с белорусскими нормами для МБП (Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, и Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2022 № 64).
Необходимо тщательно анализировать полезность и возможность получения экономических выгод от актива как напрямую, так и косвенно. Очень часто для целей соответствия МСФО в учете списываются основные средства, связанные с социальной сферой , которые достались компаниям после приватизации и не являются обязательными как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения ведения бизнеса в целом.
Если, например, компания имеет на балансе общежитие или жилой дом, который планируется в будущем передать на баланс Администрации города с минимальной материальной выгодой, то, скорее всего, такой объект не может быть признан в качестве основного средства компании. Однако если это, например, «бытовки с комнатами для проживания», в которых размещаются сотрудники компании во время строительства объектов в удалении от места основного проживания, то данный объект нужно признавать в качестве основного средства, поскольку он несет в себе выгоды для компании.
Следует также учитывать, что перечень факторов, определяющих срок полезного использования основных средств в МСФО (IAS) 16 и ПБУ, в целом совпадает. Однако есть и существенное отличие. В соответствии с МСФО (IAS) 16 срок полезной службы объекта основных средств при принятии его к учету определяется оценочным путем на основе опыта работы хозяйствующего субъекта с аналогичными активами. В случае, если его первоначальная оценка в течение использования объекта оказалась неточной, срок полезной службы должен быть пересмотрен и изменен. В отличие от МСФО согласно ПБУ срок полезного использования объекта основных средств пересматривается только в случае проведенной реконструкции или модернизации.
Вместе с тем согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» принимаемый организацией порядок амортизации должен быть обоснованным и, как элемент учетной политики организации, согласовываться с принципами бухгалтерского учета и отчетности, прежде всего принципами соответствия доходов и расходов, нейтральности, уместности.
Еще одним отличием от белорусских стандартов является то, что выбранный метод начисления амортизации по МСФО может быть изменен. В соответствии со ст. 52 МСФО (IAS) 16 метод амортизации, применяемый к основным средствам, должен периодически пересматриваться, и в случае значительных изменений в предполагаемой схеме получения экономических выгод от этих объектов метод начисления амортизации должен быть изменен, а амортизационные отчисления скорректированы.
Что же касается раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, то по сравнению с МСФО (IAS) 16 в ПБУ более ограниченный перечень информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в отчетности.
При этом информация, требуемая по ПБУ, включена и в перечень МСФО (IAS) 16, однако кроме нее МСФО (IAS) 16 требует также отражения еще ряда показателей, например, убытков от обесценивания, способов переоценки, дат переоценки, фактов привлечения независимого оценщика и т.д.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь






