Учет скидок в соответствии с МСФО |
Скидки, вероятно, являются самым популярным инструментом продаж в бизнесе. Без сомнения, многие компании предоставляют скидку с цены на свою продукцию или услуги в различных формах, например:
§ «Купите одну единицу, получите вторую бесплатно» (в различных модификациях такого подхода);
§ «Получите скидку 10% при покупке более чем на $100 определенного товара» (и модификации данного подхода);
§ подарочные ваучеры (сертификаты);
§ расчетные скидки (бонусные для предварительной оплаты или же при платежах за наличный расчет) и др.
Что же скидки на самом деле означают для бухгалтеров?
В большинстве случаев это дополнительные учетные проблемы.
Основная причина заключается в том, что скидки непосредственно влияют на оценку различных статей в финансовой отчетности и потенциально на сам процесс бухгалтерского учета (время отражения операций и сами записи в учетных журналах).
Давайте посмотрим на сам процесс отражения скидок в отчетности с точки зрения продавца и покупателя. Попытаемся все-таки уяснить, почему дисконтирование не всегда есть хорошо и как обосновать решение о размере скидки в зависимости от уровня дохода и объема продаж. Кроме того, следует обратить внимание и на то, что не каждый бизнес может позволить себе дисконтирование. Дисконтирование — это действительно дорогой инструмент продаж.
ПРОДАВЦЫ
ПРЕДОСТАВЛЯЮТ СКИДКИ
Когда продавец предоставляет скидку, то это напрямую влияет на размер его доходов.
Поэтому логично, что следует обратиться напрямую к положениям стандарта IAS 18 Revenue или IFRS 15 Revenue from Contract with Customers. Оба стандарта указывают, что выручка должна быть зафиксирована за вычетом скидок (см. параграфы IAS 18.7 или же IFRS 15.47). Другими словами, скидки уменьшают сумму вашего дохода и не отражают стоимость реализованной продукции (или же стоимость продвижения товаров и т.д.).
Например, когда вы продаете машину за $100 и решили предоставить скидку в размере 3%, то вы отразите ваш доход в сумме $97, а не в сумме $100, и расходы (на продажу, маркетинг и т.п.) в сумме $3.
Это правило кажется очень простым, но его практическое применение может стать сложной задачей при возникновении некоторых обстоятельств.
Рассмотрим на примерах.
Пример 1.
Купоны со скидкой
Пример 2.
Скидка по правилу «купи одну единицу, вторую получи бесплатно» (во всех возможных вариантах)
ПОКУПАТЕЛИ
ПОЛУЧАЮТ СКИДКИ
КОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ДИСКОНТИРОВАТЬ ТОВАРЫ ИЛИ УСЛУГИ
Подробнее читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь