Важно заранее оценивать риски: распоряжение прибылью, распределение дивидендов и отчуждение активов, принадлежащих лицам из недружественных стран |
В мировой практике предполагается, что любые инвестиции состоят из следующих элементов:
· вклад активов;
· присутствие риска неполучения прибыли;
· продолжительный характер вклада активов;
· наличие вклада в экономику государства.
В отношении последнего пункта еще продолжаются дискуссии, однако триада элементов «вклад, риск, продолжительность» не оспаривается и признается повсеместно, в том числе и в Беларуси.
Что касается нашей страны, обязательно вспоминается Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», в котором прописано, что инвестиционный договор с Республикой Беларусь обеспечивает дополнительные условия инвесторам для осуществления инвестиций в приоритетных секторах экономики и предусматривает для инвесторов определенные льготы и преференции.
И за рубежом, и в нашей стране нередко возникают спорные ситуации, связанные с вмешательством в осуществление инвестиционной деятельности, доначислением налоговых (таможенных) сборов и платежей, ненадлежащим исполнением обязанностей со стороны госорганов, вследствие которых инвестор не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность.
С точки зрения мировой арбитражной практики, действия госорганов и госорганизаций приравниваются к действиям самого государства. К примеру, действия госорганов по доначислению налогов, пошлин, расторжению договора аренды земельного участка, инвестиционного договора являются действиями государства.
Если такие действия не обоснованы и нарушают права инвестора, он вправе защищать свои права и интересы в судебном порядке. В таком случае инвестору необходимо обратиться в госорган для разрешения инвестиционного спора в досудебном порядке путем направления письменного предложения: если есть договор — в госорган, с которым этот договор заключен, если договора нет — в Министерство экономики.
При этом в Беларуси совсем недавно большинство споров, возникающих между инвестором и государством, завершалось на досудебной стадии, нередко решения госорганов отменялись и судами.
Инвестиционные споры могут разрешаться:
· в экономических судах Республики Беларусь;
· в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);
· в арбитражном суде, учреждаемом для разрешения каждого конкретного спора согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Если в международном договоре или в договоре, заключенном между инвестором и Республикой Беларусь, определен иной орган разрешения споров, то споры будут рассматриваться в соответствии с положениями этих договоров. К примеру, нередко в инвестиционных договорах предусматривается компетенция Международного арбитражного суда при БелТПП.
Для инвесторов теперь применяются специальные нормы
16 сентября вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2023 № 285 «О специальных счетах» (далее — Указ № 285), который определяет особенности получения иностранными участниками и собственниками имущества прибыли и дивидендов от юрлиц Беларуси.
Указ № 285 принят в развитие положений Закона Республики Беларусь от 12.07.2023 № 280-З «О применении специальных ограничительных мер» для уточнения порядка применения специальной меры в виде «установления ограничений на совершение финансовых операций». Указ № 285, с одной стороны, продолжает практику государственного антикризисного управления и призван поставить под контроль все поле для финансовых маневров бизнеса, который, по мнению разработчиков, может относиться к категории недружественного.
Указом № 285 утверждено Положение о порядке функционирования текущих (расчетных) банковских счетов со специальным режимом функционирования (далее — Положение). Правила получения прибыли (дивидендов), установленные Положением, применяются в случае принятия отдельного постановления Совмина о применении указанной специальной ограничительной меры.
Указ № 285 распространяется на:
· юрлиц Республики Беларусь с иностранным участием (кроме банков);
· иностранных участников и собственников имущества.
Для распоряжения прибылью, выплаты/получения дивидендов после опубликования соответствующего постановления Совмина спецсчета должны будут открыть:
· юридические лица Республики Беларусь (за исключением банков) для исполнения обязательств по выплате распределенной (начисленной) прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества (специальные счета резидентов). При этом резидент вправе открыть только один специальный счет в отношении каждого иностранного получателя прибыли и (или) дивидендов;
· иностранные участники, собственники имущества для получения денежных средств со специальных счетов резидентов. Для этих целей иностранный инвестор вправе открыть только один спецсчет.
Валютой спецсчетов в обоих случаях является белорусский рубль, а сами денежные средства имеют целевое назначение. Положением определено, как иностранные участники могут использовать данные средства:
· профинансировать инвестпроекты в Беларуси;
· погасить задолженность по кредитам, выданным Банком развития, а также банками по решениям Президента;
· приобрести государственные ценные бумаги, эмитированные для целей реализации постановления Совмина о применении соответствующей ограничительной меры;
· разместить в безотзывные банковские вклады (депозиты) на срок не менее одного года в банке, в котором открыт спецсчет.
Иные цели расходования средств со спецсчетов может определить белорусское правительство по согласованию с Президентом.
Помимо вышеуказанных вопросов нормативным правовым актом также урегулированы возможность обращения взыскания на денежные средства, размещенные на спецсчетах резидентов, и порядок закрытия спецсчетов по истечении срока действия специальной ограничительной меры.
Введена система контроля со стороны государства за отчуждением активов
Указом Президента Республики Беларусь от 19.10.2023 № 326 (далее — Указ № 326) внесены корректировки в Указ Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» (далее — Указ № 93).
Принятым документом до особого решения Главы государства продлены предоставленные Совету Министров Указом № 93 полномочия на принятие решений в отношении отдельных организаций реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности бюджета.
Указом № 326 введена система контроля со стороны государства за отчуждением лицами из недружественных стран принадлежащих им долей в уставных фондах (акций), а также недвижимого имущества белорусских предприятий.
Это будет реализовано путем выдачи индивидуальных разрешений, оформленных в виде решений Правительства, для совершения сделок по продаже активов. Для получения такого разрешения будет необходима уплата продавцом взноса в местный бюджет в размере не менее 25 % от рыночной стоимости отчуждаемого имущества.
Резюме
Ведение инвестиционного спора как в Республике Беларусь, так и в арбитраже — дорогостоящее удовольствие, поэтому важно заранее оценивать риски возникновения спора с государством, не допускать нарушения условий заключенных договоров, стремиться урегулировать спор в досудебном порядке.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь