Разъяснение об оказании аудиторских услуг по проведению аудита финансовой информации, представляемой в таможенные органы |
Министерство финансов Республики Беларусь по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь разъясняет.
1. Согласно п. 56 и 57 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ № 490) включение юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа соответственно осуществляется при соблюдении ряда условий, одним из которых является представление в таможенный орган подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее — аудитор — ИП).
Подтверждение значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, осуществляется аудиторской организацией, аудитором — ИП при оказании аудиторской услуги по проведению аудита финансовой информации в рамках выполнения специального аудиторского задания в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Специальные аудиторские задания и иные задания, обеспечивающие уверенность», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.01.2002 № 8 (в редакции постановления от 28.12.2009 № 153) (далее — НПАД № 8), с учетом требований Указа № 490 и положений Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 (далее — Порядок).
В случае выполнения указанного специального аудиторского задания аудиторское заключение по результатам его выполнения составляется по форме согласно приложению 1 к НПАД № 8.
Название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны».
Часть аудиторского заключения, указывающая на ответственность руководства аудируемого лица за представленную финансовую информацию, должна содержать указание на то, что руководство аудируемого лица несет ответственность за:
§ подготовку расчета значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов (далее — расчет значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости), в соответствии с Порядком;
§ подготовку и достоверное представление сведений, на основании которых рассчитаны значения финансовой устойчивости, содержащихся в формах приложений 1 и 2 к Национальному стандарту бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденному постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 (далее — НСБУ № 104).
Часть аудиторского заключения, указывающая на ответственность аудиторской организации, аудитора — ИП в связи с выполнением специального аудиторского задания, должна содержать заявления о том, что:
§ цель аудиторской организации, аудитора — ИП состоит в получении по результатам аудита представленной финансовой информации разумной уверенности в том, что расчет значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости, а также сведения, на основании которых они рассчитаны, не содержат существенных искажений вследствие ошибок и (или) недобросовестных действий, и в составлении аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию, содержащего выраженное аудиторской организацией, аудитором — ИП аудиторское мнение;
§ разумная уверенность представляет собой высокую степень уверенности, но не является гарантией того, что аудит, проведенный в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) и национальными правилами аудиторской деятельности, позволяет выявить все существенные искажения при их наличии;
§ искажения могут быть результатом ошибок и (или) недобросовестных действий и считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что в отдельности или в совокупности они могут повлиять на экономические решения пользователей проаудированной финансовой информации, принимаемые на основе этой информации.
В части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, при выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП по результатам выполнения специального аудиторского задания немодифицированного аудиторского мнения указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП:
§ прилагаемый к аудиторскому заключению по специальному аудиторскому заданию расчет значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости, подготовленный в соответствии с Порядком, достоверен во всех существенных аспектах;
§ сведения, на основании которых рассчитаны значения показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемых бухгалтерских балансах на 31 декабря 20ХХ года, на 31 декабря 20ХХ года, 31 декабря 20ХХ года и отчетах о прибылях и убытках за годы, закончившиеся на указанные даты, составленные в соответствии с НСБУ № 104.
Если в прилагаемых формах (форме) бухгалтерской отчетности корректировались статьи бухгалтерской отчетности в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, то при расчете значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости за отчетный год следует использовать скорректированные данные статей бухгалтерской отчетности на начало года, следующего за отчетным. При этом часть аудиторского заключения, описывающая характер и объем аудита по специальному аудиторскому заданию, должна содержать раскрытие информации о суммах корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, используемой при расчете.
Если аудиторская организация, аудитор — ИП выражают модифицированное аудиторское мнение, аудиторской организации, аудитору — ИП следует включить в аудиторское заключение описание причин, послуживших основанием для выражения модифицированного аудиторского мнения, и скорректировать формулировку выражаемого аудиторского мнения в зависимости от формы модификации в соответствии с подходами, установленными национальными правилами аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.06.2017 № 18 (далее — НПАД № 18), к выражению модифицированного аудиторского мнения по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Оригиналы подписанных аудируемым лицом расчета значений показателей финансовой устойчивости и совокупного показателя финансовой устойчивости, а также формы приложений 1 и 2 к НСБУ № 104, на основании сведений которых произведен расчет, прилагаются к аудиторскому заключению. Пакет указанных документов оформляется и передается получателю в соответствии с требованиями ч. 3 и 4 п. 12 НПАД № 8.
2. В соответствии с Положением о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 241 (в редакции постановления от 20.06.2019 № 406) (далее — Положение № 241), в таможенный орган представляются аудиторские заключения по отдельным вопросам, связанным с завершением действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада). Подготовка таких аудиторских заключений осуществляется аудиторской организацией, аудитором — ИП при оказании аудиторской услуги по проведению аудита финансовой информации в рамках выполнения специальных аудиторских заданий в соответствии с НПАД № 8 с учетом требований Положения № 241.
При этом предметом специальных аудиторских заданий являются сведения, указанные в отчетах, составленных декларантом или уполномоченным лицом1 (далее, если не указано иное, — аудируемое лицо), в соответствии с подп. 1.9 п. 1 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.04.2012 № 11 «О порядке ведения учета и представления в таможенные органы отчетов» (далее — Постановление № 11) по форме согласно приложению 8 к этому постановлению (в редакции постановления от 23.05.2014 № 22) (далее, если не указано иное, — отчет).
В случае выполнения указанных специальных аудиторских заданий аудиторские заключения по результатам их выполнения составляются по форме согласно приложению 1 к НПАД № 8.
Часть аудиторского заключения, указывающая на ответственность руководства аудируемого лица2 за представленную финансовую информацию, должна содержать указание на то, что руководство аудируемого лица несет ответственность за подготовку отчета, соответствующего предмету специального аудиторского задания, в соответствии с Постановлением № 11, и достоверное представление указанных в отчете сведений.
Часть аудиторского заключения, указывающая на ответственность аудиторской организации, аудитора — ИП в связи с выполнением специального аудиторского задания, должна содержать заявления о том, что:
§ цель аудиторской организации, аудитора — ИП состоит в получении разумной уверенности в том, что отчет не содержит существенных искажений вследствие ошибок и (или) недобросовестных действий, а также в составлении аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию, содержащего выраженное аудиторской организацией, аудитором — ИП аудиторское мнение;
§ разумная уверенность представляет собой высокую степень уверенности, но не является гарантией того, что аудит, проведенный в соответствии с Законом № 56-З и национальными правилами аудиторской деятельности, позволяет выявить все существенные искажения при их наличии;
§ искажения могут быть результатом ошибок и (или) недобросовестных действий и считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что в отдельности или в совокупности они могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчета.
По результатам выполнения специального аудиторского задания аудиторской организацией, аудитором — ИП выражается аудиторское мнение о достоверности отчета, прилагаемого к аудиторскому заключению, в соответствии с п. 2.1–2.4 настоящего разъяснения.
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП модифицированного аудиторского мнения, аудиторской организации, аудитору — ИП следует включить в аудиторское заключение описание причин, послуживших основанием для выражения модифицированного аудиторского мнения, и скорректировать формулировку выражаемого аудиторского мнения в зависимости от формы модификации в соответствии с подходами, установленными НПАД № 18 к выражению модифицированного аудиторского мнения по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
К аудиторскому заключению прилагается оригинал составленного аудируемым лицом в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11 отчета на бумажном носителе.
Пакет указанных документов оформляется и передается аудируемому лицу в соответствии с требованиями ч. 3 и 4 п. 12 НПАД № 8.
2.1. Аудиторским заключением, представляемым в соответствии с абз. 4 ч. 2 п. 9 Положения № 241, подтверждается ввод в эксплуатацию и использование резидентом свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее — СЭЗ) для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, либо использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, указанных в отчете резидента СЭЗ, представляемом согласно абз. 3 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11.
Отчет резидента СЭЗ представляется аудиторской организации, аудитору — ИП декларантом, поместившим оборудование, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, или товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющиеся составной частью таких объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета резидента свободной (специальной, особой) экономической зоны».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения о введенном в эксплуатацию и использованном резидентом СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ оборудовании, помещенном под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете резидента СЭЗ в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции о порядке представления в таможенные органы отчетов, утвержденной Постановлением № 11 (в редакции постановления от 23.05.2014 № 22) (далее — Инструкция № 11).
2.2. Аудиторским заключением, представляемым в соответствии с абз. 3 ч. 2 п. 11 Положения № 241, подтверждается ввод в эксплуатацию и использование владельцем свободного склада оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободного склада, либо использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, для создания объектов недвижимости на территории свободного склада и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, указанных в отчете владельца свободного склада, представляемом согласно абз. 4 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11.
Отчет владельца свободного склада представляется аудиторской организации, аудитору — ИП декларантом, поместившим оборудование, введенное в эксплуатацию и используемое владельцем свободного склада, или товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории свободного склада и являющиеся составной частью таких объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию, под таможенную процедуру свободного склада.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета владельца свободного склада».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения о введенном в эксплуатацию и использованном владельцем свободного склада оборудовании, помещенном под таможенную процедуру свободного склада, и (или) об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, для создания объектов недвижимости на территории свободного склада и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете владельца свободного склада в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции № 11.
2.3. Аудиторским заключением, представляемым в соответствии с абз. 4 ч. 3 п. 12 Положения № 241, подтверждается расходование в объектах общественного питания, расположенных в территориальной свободной таможенной зоне (далее — СТЗ), товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и (или) изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и указанных в отчете о расходовании товаров, представляемом согласно абз. 5 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11.
Отчет о расходовании товаров представляется аудиторской организации, аудитору — ИП декларантом, поместившим товары, потребленные в объектах общественного питания, расположенных в территориальной СТЗ, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета о расходовании товаров».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения о расходовании в объектах общественного питания, расположенных в территориальной СТЗ, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и (или) изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете о расходовании товаров в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции № 11.
2.4. Аудиторским заключением:
2.4.1. представляемым в соответствии с абз. 2 подп. 17.3 п. 17 Положения № 241, подтверждается использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров3, представленном согласно абз. 6 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11, для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, в целях реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Отчет о потреблении товаров представляется аудиторской организации, аудитору — ИП уполномоченным лицом.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета о потреблении товаров в соответствии с пунктом 1 приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения об использовании товаров для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, в целях реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете о потреблении товаров в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции № 11;
2.4.2. представляемым в соответствии с абз. 2 подп. 17.4 п. 17 Положения № 241, подтверждается использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, представленном согласно абз. 6 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11, при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СТЗ, определенной для резидента СЭЗ, и эксплуатируемых в целях реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Отчет о потреблении товаров представляется аудиторской организации, аудитору — ИП уполномоченным лицом.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета о потреблении товаров в соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения об использовании товаров при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СТЗ, определенной для резидента СЭЗ, и эксплуатируемых в целях реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете о потреблении товаров в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции № 11;
2.4.3. представляемым в соответствии с абз. 2 подп. 17.5 п. 17 Положения № 241, подтверждается использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, представленном согласно абз. 6 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11, при эксплуатации оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых резидентом СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Отчет о потреблении товаров представляется аудиторской организации, аудитору — ИП уполномоченным лицом.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета о потреблении товаров в соответствии с пунктом 3 приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения об использовании товаров при эксплуатации оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых резидентом СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете о потреблении товаров в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции № 11;
2.4.4. представляемым в соответствии с абз. 2 подп. 17.6 п. 17 Положения № 241, подтверждается использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, представленном согласно абз. 6 подп. 1.9 п. 1 Постановления № 11, при проведении на территории СТЗ резидентом СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Отчет о потреблении товаров представляется аудиторской организации, аудитору — ИП уполномоченным лицом.
В этом случае название аудиторского заключения должно быть сформулировано как «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию на подтверждение достоверности отчета о потреблении товаров в соответствии с пунктом 4 приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88».
При выражении аудиторской организацией, аудитором — ИП немодифицированного аудиторского мнения в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение, указывается, что по мнению аудиторской организации, аудитора — ИП сведения об использовании товаров при проведении на территории СТЗ резидентом СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, во всех существенных аспектах достоверно отражены в прилагаемом отчете о потреблении товаров в соответствии с требованиями п. 16 Инструкции № 11.
3. Согласно п. 7 НПАД № 8 по результатам выполнения специального аудиторского задания аудиторская организация, аудитор — ИП должны, в том числе, подготовить отчет по результатам выполнения специального аудиторского задания.
При подготовке отчета по результатам выполнения специальных аудиторских заданий, указанных в п. 1 и 2 настоящего разъяснения, следует руководствоваться требованиями национальных правил аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.2011 № 97, в части требований к форме, содержанию, порядку подготовки и представления отчета по результатам аудита.
1 Уполномоченные лица — лица, указанные в п. 3 Порядка завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случаях иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 88 (далее — Решение № 88).
2 В тексте аудиторского заключения следует конкретно указывать наименование юридического лица или фамилию, инициалы индивидуального предпринимателя, являющихся аудируемыми лицами. В случае, если аудируемым лицом является индивидуальный предприниматель, то в части аудиторского заключения, указывающей на ответственность руководства аудируемого лица за подготовку отчета, указывается на ответственность этого индивидуального предпринимателя.
3 Отчет о потреблении товаров — отчет о потреблении товаров в соответствии с приложением 1 к Решению № 88.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь