Расширенные границы Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС |
10 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета было подписано Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в Евразийском экономическом союзе (далее — Соглашение). Соглашение направлено на формирование единого рынка аудиторских услуг, определяет единые требования к учреждению и деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, предусматривает предоставление лицам любого государства-члена права на поставку и получение аудиторских услуг без ограничений и изъятий, признание квалификационных аттестатов аудиторов, признание аудиторских заключений (отчетов), выдаваемых аудиторской организацией одного государства на территории других государств-членов и др. В Соглашении также предусмотрены единые требования к профессиональной этике аудиторов и порядок организации и проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 г., предусматривает стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза. В целях обеспечения свободы торговли услугами, а также создания с 1 января 2025 г. общего финансового рынка государства — члены Евразийского экономического союза проводят поэтапную либерализацию условий взаимной торговли услугами, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, предусмотренных национальными перечнями.
Анализ законодательства государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее — ТС и ЕЭП) в сфере аудиторской деятельности выявил наличие ряда ограничений, препятствующих доступу на рынок аудиторских услуг, а именно:
§ в признании на территории государств — членов ТС и ЕЭП статуса аудитора в отношении иностранной аудиторской организации;
§ требование получения лицензии или вступления в саморегулируемую организацию;
§ различия в требованиях законодательства государств — членов ТС и ЕЭП к аудиторам и аудиторским организациям, которые допускаются к проведению обязательного аудита в отношении финансовых организаций и иных организаций, финансовая отчетность которых вызывает интерес пользователей;
§ различия в требованиях к организационно-правовой форме, в которой создаются аудиторские организации и др.
Создание единого рынка аудиторских услуг предполагает гармонизацию нормативной правовой базы государств — членов ТС и ЕЭП, обеспечение условий для признания аудиторских заключений (отчетов), выдаваемых аудиторской организацией одного государства, на территории других государств — членов ТС и ЕЭП и др.
К основным принципам Соглашения относятся:
§ обеспечение единых подходов к организации и осуществлению регулирования аудиторской деятельности;
§ обеспечение применения Международных стандартов аудита, международно признанных требований к независимости аудиторских организаций и аудиторов, а также норм профессиональной этики при оказании аудиторских услуг.
В рамках уже подписанного Соглашения в ближайшее время будет организована работа по разработке:
§ порядка обмена информацией о регистрации аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов;
§ порядка взаимодействия органов, уполномоченных на проведение внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
§ порядка взаимодействия органов, уполномоченных на регулирование аудиторской деятельности.
Статья 28 Соглашения
МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО АУДИТОРА, АУДИТОР
(Извлечение)
1. Государство-член обеспечивает применение мер воздействия органами, уполномоченными на применение таких мер в отношении аудиторской организации, индивидуального аудитора, аудитора, допустивших нарушение требований законодательства государства-члена об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, требований к независимости и профессиональной этике аудиторов (далее — меры воздействия).
2. Меры воздействия применяются органом, уполномоченным на применение мер воздействия в отношении аудиторской организации, индивидуального аудитора, аудитора того государства-члена, в котором было установлено нарушение, в соответствии с законодательством этого государства.
3. Государство-член определяет меры воздействия и порядок их применения. К аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам одного государства-члена, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории другого государства-члена, применяются все меры воздействия, предусмотренные законодательством этого другого государства-члена.
4. Государство-член обеспечивает, чтобы при определении мер воздействия учитывались как минимум следующие обстоятельства:
а) характер (в том числе системность), умышленность и степень тяжести допущенного нарушения;
6) соответствие меры воздействия тяжести допущенного нарушения;
в) недопущение необоснованного ограничения прав и законных интересов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов;
г) наступление (угроза наступления) негативных последствий;
д) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, иным лицам.
5. Государство-член обеспечивает раскрытие информации о применяемых мерах воздействия.
Статья 32 Соглашения
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Извлечение)
1. Республика Армения вправе в своем законодательстве предоставить организациям, оказывающим бухгалтерские услуги, право оказывать в Республике Армения сопутствующие аудиту услуги.
2. Государство-член вправе в своем законодательстве предоставить иностранным аудиторским организациям право иметь долю участия более 49 процентов в уставном (складочном) капитале аудиторских организаций, сведения о которых включаются в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов данного государства-члена. Указанные аудиторские организации вправе осуществлять аудиторскую деятельность только в государстве-члене, в котором они включены в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов.
3. Республика Казахстан в соответствии со своим законодательством вправе не применять в отношении физических лиц, желающих участвовать в осуществлении аудиторской деятельности в качестве аудиторов, требование, предусмотренное абзацем вторым пункта 2 статьи 8 настоящего Соглашения. Лица, сведения о которых включены в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов Республики Казахстан, но не соответствующие указанному требованию, имеют право на участие в осуществлении аудиторской деятельности только в Республике Казахстан.
4. Республика Армения, Республика Казахстан и Кыргызская Республика вправе в своем законодательстве установить, что для получения права на осуществление соответственно в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике аудиторской деятельности в качестве аудиторской организации у юридического лица Республики Армения, Республики Казахстан или Кыргызской Республики численность аудиторов, являющихся его работниками по основному месту работы на основании трудовых договоров, может быть менее 3 человек. Указанные аудиторские организации вправе осуществлять аудиторскую деятельность только в государстве-члене, в котором они включены в реестр аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов.
5. В Республике Казахстан услуги по оценочной деятельности не вправе оказывать аудиторские организации, индивидуальные аудиторы государств-членов, в том числе аудиторские организации, индивидуальные аудиторы Республики Казахстан.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь