Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |
На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме». С 2020 года законодательство будет способствовать исключению недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг.
Проводить закупки с учетом новых норм будут обязаны:
-
республиканские унитарные предприятия;
-
госорганы;
-
государственные объединения;
-
иные юридические лица (за исключением банков, Банка развития и небанковских кредитно-финансовых организаций), имущество которых находится в республиканской собственности;
-
хозяйственные общества, более 25% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
Таким образом, практически все организации, подлежащие обязательному аудиту, должны будут осуществлять закупки аудиторских услуг за счет собственных средств по новым правилам.
БУДЕТ ПОД ЗАПРЕТОМ
В соответствии с нормами проекта планируется запретить установление заказчиками следующих требований, заведомо ограничивающих участие в процедурах закупки услуг по проведению обязательного аудита:
-
об обязательном наличии в штате участников определенной численности аудиторов;
-
об обязательном наличии в их штате специалистов, имеющих специальную подготовку в области МСФО, при осуществлении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Беларуси;
-
о минимальной страховой сумме по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя (ИП) за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности для участников, а также об обязанности участника-победителя заключить договор страхования на сумму не менее определенной заказчиком;
-
о вхождении в состав международных профессиональных объединений и (или) о «минимальной» позиции участников в рейтинге аудиторских организаций, за исключением случаев, когда эти требования являются документально подтвержденными требованиями пользователей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности заказчиков. При этом подтверждением последнего факта должно быть наличие таких требований в документе, удостоверенном подписью уполномоченного лица пользователя указанной отчетности, либо на официальных сайтах таких пользователей, либо в иных достоверных документах.
Будет запрещено заключение договоров оказания аудиторских услуг по проведению обязательного аудита с юридическими лицами, ИП, не включенными в реестр аудиторов, аудиторов — ИП, аудиторских организаций, а также в случае наличия обоснованной угрозы несоблюдения принципа независимости, исходя из законодательства об аудиторской деятельности.
Кроме того, установлено, что все процедуры закупки аудиторских услуг за счет собственных средств должны осуществляться с применением конкурсов вне зависимости от стоимости таких услуг в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» с учетом особенностей, установленных проектом. Напомним, что сейчас этот нормативный акт регламентирует лишь осуществление закупок за счет собственных средств на сумму свыше 1 000 базовых величин по одной сделке.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ
Определены новые обязательные требования к участникам процедур закупки:
-
наличие у участников опыта проведения аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности организаций, сопоставимых с заказчиком (в случае их наличия), в любом году из пяти календарных лет, предшествовавших году, в котором проводится процедура закупки. При этом определены и критерии сопоставимости организаций, одним из которых является сумма активов бухгалтерского баланса, входящего в состав отчетности, в отношении которой проводился аудит (для производственных организаций), либо объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за год, за который отчетность подлежала аудиту (для всех остальных), которые не должны быть меньше 60% аналогичного показателя заказчика;
-
наличие у участников системы внутреннего контроля качества работы аудиторов;
-
отсутствие выявленных грубых нарушений законодательства об аудиторской деятельности по результатам проверки и (или) внешней оценки качества работы аудиторской организации, аудитора — ИП со стороны Минфина и (или) Аудиторской палаты за последние три календарных года;
-
наличие соответствующей квалификации и опыта руководителей и членов аудиторских групп участников. При этом подтверждение их опыта должно осуществляться в отрасли деятельности заказчика и (или) оказания аудиторских услуг организациям, сопоставимым с заказчиком (как минимум оказание одной такой услуги в течение последних двух лет).
При наличии специфики деятельности заказчика возможно также предоставление специализированных профессиональных сертификатов (аттестатов) помимо квалификационного аттестата аудитора.
ПРАВИЛА ОТБОРА
Требования к оценке и сравнению предложений участников процедур закупки услуг по проведению обязательного аудита закреплены в приложении 2. С 2020 года они должны проводиться в соответствии с критерием «цена предложения» (без учета включенного в цену НДС) и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного организацией в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена предложения» не может превышать 40%.
Установлены жесткие правила снижения цены в ходе соответствующих переговоров, проводимых по решению организации: участники процедур закупки получат право снизить заявленную ими первоначальную цену предложения не более чем на 20%.
Если имеются четыре и более участника процедуры закупки, то предложения с минимальной и максимальной заявленной стоимостью аудиторских услуг должны исключаться.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь