О закупке аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности |
Предусматривается, что нестоимостные критерии «опыт» и «внешняя оценка качества» должны являться определяющими и устанавливаться для оценки предложений участников в обязательном порядке. Одновременно предлагается исключить критерий «внутренняя оценка качества».
Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, которым корректируется постановление Правительства от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов».
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 г. № 936» (далее — проект постановления) разработан в целях совершенствования регулирования отношений в области закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств (далее — закупки аудиторских услуг) с учетом правоприменительной практики, а также приведения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» (далее — Постановление № 936) в соответствие с Законом Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Предметом регулирования проекта постановления являются требования, предъявляемые к организациям — заказчикам аудиторских услуг в отношении формирования ими критериев оценки и сравнения предложений участников процедур закупок аудиторских услуг (далее — участники), а также порядка проведения оценки и сравнения таких предложений.
Согласно подп. 1.5 п. 1 Постановления № 936 организации обязаны в документации о закупке установить критерий «цена предложения», а также не менее трех нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников (далее — нестоимостные критерии), при формировании которых могут учитываться:
§ наличие у участников (либо у их работников) опыта проведения аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в сфере деятельности заказчика либо у организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком (в случае их наличия) (далее — критерий «опыт»);
§ соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности (далее — критерий «внутренняя оценка качества»);
§ результаты (при наличии) проведенной Министерством финансов проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности и (или) осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников (далее — критерии «проверка Минфина» и «внешняя оценка качества»);
§ иная информация для формирования нестоимостных критериев.
Поскольку вышеуказанная информация, которая может использоваться организациями при формировании нестоимостных критериев, носит фактически рекомендательный характер, организации при формировании документации о закупке аудиторских услуг имеют право ее не использовать.
Вместе с тем одним из основных принципов аудиторской деятельности, определенных в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-3 «Об аудиторской деятельности», является принцип профессиональной компетентности, который заключается в том, что аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему обеспечить качественное оказание аудиторских услуг. Профессиональная компетентность приобретается через постоянный процесс обучения и практический опыт осуществления аудиторской деятельности. В свою очередь, подтверждением того, что профессиональная компетентность аудитора или аудиторской организации соответствует требуемому для качественного оказания аудиторских услуг уровню, являются результаты осуществленной Аудиторской палатой полной (комплексной) внешней оценки качества работы аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя. Таким образом, нестоимостные критерии «опыт» и «внешняя оценка качества» должны являться определяющими и устанавливаться для оценки предложений участников в обязательном порядке.
Критерий «внутренняя оценка качества» определяется по результатам проведенного Аудиторской палатой мониторинга системы внутренней оценки качества работы аудиторов, организованной аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем (далее — система внутренней оценки).
В ходе мониторинга системы внутренней оценки проводится анализ соответствия системы внутренней оценки законодательству об аудиторской деятельности на основе сведений о системе внутренней оценки, представляемых Аудиторской палате аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем самостоятельно в виде самооценки члена Аудиторской палаты по установленной Аудиторской палатой форме.
При проведении Аудиторской палатой полной (комплексной) внешней оценки осуществляется оценка всех элементов системы внутренней оценки аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя, в том числе результаты проведенной самооценки, а также выполненных ими аудиторских заданий. Таким образом, результат проведенной Аудиторской палатой полной (комплексной) внешней оценки качества является наиболее значимым по сравнению с результатами мониторинга системы внутренней оценки.
Критерий «внутренняя оценка качества» часто используется заказчиками аудиторских услуг ошибочно вместо критерия «внешняя оценка качества». Имеют место случаи, когда участники умышленно пытаются представлять информацию по критерию «внутренняя оценка качества» в качестве критерия «внешняя оценка качества», поскольку большинство аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей имеют первую (высшую) категорию качества по результатам мониторинга системы внутренней оценки, но при этом могут иметь пятую (низшую) категорию качества по результатам внешней полной (комплексной) оценки. Выбор заказчиками аудиторских услуг критерия «внутренняя оценка качества» для оценки предложений приводит к тому, что практически всем участникам присваивается максимальный балл. В результате теряется смысл проведения Аудиторской палатой внешних оценок качества и стимул со стороны участников для повышения качества оказания аудиторских услуг.
Учитывая изложенное, проектом постановления предлагается исключить критерий «внутренняя оценка качества», при этом критерий «опыт» и «внешняя оценка качества» установить в качестве обязательных.
В отношении критерия «проверка Минфина» следует отметить, что Министерство финансов осуществляет контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами — индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства об аудиторской деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Периодичность проведения таких проверок не устанавливается. С учетом наличия продолжительных периодов времени, прошедших с момента последней проверки Министерством финансов некоторых аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, критерий «проверка Минфина» не всегда актуален на текущий момент времени. Кроме того, проверки Министерства финансов и внешние оценки, осуществляемые Аудиторской палатой, не являются взаимозаменяемыми, поскольку в значительной степени отличаются целями и методами их проведения, результатами и мерами воздействия. Следует также отметить, что критерий «проверка Минфина» был включен в Постановление № 936 в период становления деятельности Аудиторской палаты в качестве альтернативы внешним оценкам, которые только начинали осуществляться Аудиторской палатой.
В настоящее время практически все аудиторские организации и аудиторы — индивидуальные предприниматели прошли полную (комплексную) внешнюю оценку качества на плановой основе в соответствии с графиком проведения внешних оценок, ежегодно составляемым Аудиторской палатой в соответствии с Инструкцией о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2019 № 59 (далее — Инструкция).
Аудиторские организации и аудиторы — индивидуальные предприниматели, не прошедшие плановую полную (комплексную) внешнюю оценку, могут обратиться в Аудиторскую палату с заявлением о проведении внеплановой полной (комплексной) внешней оценки на основании п. 15 Инструкции.
Удельный вес нестоимостного критерия «внешняя оценка качества» устанавливается в размере не менее 30 %. Удельный вес каждого из иных нестоимостных критериев не более 20 %.
Учитывая изложенное, предлагается исключить из рассмотрения в качестве критерия результаты проведенной Министерством финансов проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности.
Проектом постановления вносятся также изменения в части подходов к оценке и сравнению предложений участников. Так, проектом постановления удельный вес нестоимостного критерия «внешняя оценка качества» устанавливается в размере не менее 30 %. Удельный вес каждого из иных нестоимостных критериев не более 20 %.
Субъекты хозяйствования, заинтересованные в достоверности данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, в вопросах выбора аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя, должны руководствоваться критерием качества оказываемых услуг и не зависеть от желания незаинтересованных в результатах аудита превалирующих собственников минимизировать затраты на его проведение.
Устанавливаемые проектом постановления ограничение удельного веса критерия «цена предложения» и постоянная величина удельного веса критерия «внешняя оценка качества» предоставят субъектам хозяйствования возможность выбора аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, основываясь в первую очередь на их деловой репутации и качестве предоставляемых ими услуг, соблюдая при этом баланс между ценой и качеством.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь