О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности

О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Номер № 04/2019
Количество просмотров 636
Автор аудит, аудит, стандарты, стандарты, законодательство законодательство

Потребность осуществления в Республике Беларусь аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности и Кодексом этики возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в белорусскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами. Также существует необходимость в реальной интеграции белорусского аудита в международное профессиональное сообщество, усиление качества оказания аудиторских услуг в Республике Беларусь, что невозможно без освоения международных стандартов и положений по международной аудиторской практике.

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.

При введении в действие международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики определяются особенности их применения на территории Республики Беларусь. Проектом указа предусматривается, что Министерство финансов заключает соглашение (соглашения) с Международной федерацией бухгалтеров о предоставлении прав на использование текстов международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики на территории Республики Беларусь и на основании соглашения (соглашений) обеспечивает получение от Международной федерации бухгалтеров переведенных на русский язык документов международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики и документов, предусматривающих внесение изменений в них.

В проекте указа предусмотрены следующие положения об особенностях введения в действие международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики:

§   введение в действие международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов осуществляется в отношении каждого полученного от Международной федерации бухгалтеров документа международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики и документа, предусматривающего внесение изменений в них;

§   установлен срок внесения Министерством финансов в Совет Министров Республики Беларусь проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о введении в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики (не позднее 90 календарных дней с даты получения Министерством финансов от Международной федерации бухгалтеров переведенных на русский язык документов международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики, документов, предусматривающих внесение изменений в них);

§   в проекте постановления Совета Министров Республики Беларусь о введении в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики указывается дата введения их в действие;

§   установлен срок, в течение которого введенные в действие международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики, документы, предусматривающие внесение изменений в них, размещаются на официальном сайте Министерства финансов в глобальной компьютерной сети Интернет (не позднее 15 календарных дней с даты принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь о введении в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики).

Установление срока для размещения Минфином международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики и документов, предусматривающих внесение изменений в них, на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет необходимо для ограничения периода времени, в течение которого введенные в действие на территории Республики Беларусь международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики и их изменения станут общедоступными, что повышает степень информированности потенциальных пользователей.

Финансирование расходов, связанных с реализацией соглашения (соглашений) о предоставлении прав на использование текстов международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на международную деятельность.

Принятие Указа повлечет внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2018 № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов», Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2018 № 353 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов». В связи с этим проектом указа предусмотрены соответствующие пункты 2, 3. Пунктом 2 проекта указа в соответствии с пакетным принципом подготовки проектов нормативных правовых актов вносится дополнение в Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2018 № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов», на основании которого при проведении экспертизы технических нормативных правовых актов оценка международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики профессиональных бухгалтеров не осуществляется.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.