О расширении перечня сведений в отчете независимой оценки юрлиц |
Министерство финансов Республики Беларусь на основании ст. 5 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» подготовило проект постановления «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 августа 2017 г. № 22» (далее — Постановление № 22).
Предусмотрено внесение изменений в Инструкцию о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности).
Предлагается расширить перечень сведений, указываемых в таком отчете, а именно отражать сведения о кредиторской задолженности, а также сведения о наличии иных активов, с реализацией (выбытием) которых налоговое законодательство связывает возникновение налоговых обязательств у юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе его ликвидации (прекращения деятельности).
В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», а также с учетом правоприменительной практики Минфин предлагает:
§ внести изменения в абз. 5 подп. 9.1.2 п. 9 Инструкции о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности), утвержденной Постановлением № 22 (далее — Инструкция) в части указания законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы (законодательства о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации);
§ дополнить подп. 9.4 п. 9 Инструкции указанием на контроль за соблюдением иного законодательства, а именно о порядке оборота контрольных (идентификационных) знаков, унифицированных контрольных знаков, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты.
Корректировка абз. 2 подп. 9.1.2 п. 9 Инструкции обусловлена необходимостью приведения указанной нормы в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».
Предлагается расширить перечень сведений, указываемых в отчете по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности), а именно отражать в этом отчете сведения о кредиторской задолженности, а также сведения о наличии иных активов, с реализацией (выбытием) которых налоговое законодательство связывает возникновение налоговых обязательств у юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе его ликвидации (прекращения деятельности).
Целесообразность отражения в отчете таких сведений обусловлена:
§ минимизацией вмешательства налоговых органов в процесс ликвидации, поскольку при их указании аудитором в отчете у плательщиков отпадет необходимость предоставления таких сведений по запросу налогового органа.
Указанная информация запрашивается налоговым органом у плательщика, поскольку налоговым органом в регистрирующий орган представляется информация о невозможности представления справки о наличии (отсутствии) у юрлица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам ввиду наличия у юрлица (индивидуального предпринимателя) активов (в том числе дебиторской, кредиторской) задолженности, с реализацией (выбытием) которых налоговое законодательство связывает возникновение налоговых обязательств у юрлица (индивидуального предпринимателя) в процессе его ликвидации (прекращения деятельности) (абз. 5 ч. 4 п. 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1);
§ предупреждением фактов неуплаты налогов, поскольку при наличии у плательщика нереализованных активов и непогашенных обязательств, у него может возникнуть обязанность по исчислению и уплате налогов, как при их дальнейшей реализации, так и при расчете с учредителями.
Дополнение отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юрлица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) сведения о результатах проверки соблюдения порядка приобретения, использования, учета, хранения, возврата и уничтожения бланков документов с определенной степенью защиты обусловлено необходимостью приведения постановления в соответствие с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.2020 № 637 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам изготовления и использования бланков и документов». При этом предлагается вступление в силу нормы относительно бланков документов с определенной степенью защиты предусмотреть с 14 августа 2021 г.
Также Минфин предлагает внести изменения в подп. 9.2 п. 9 Инструкции и изложить в новой редакции п. 2 аудиторского заключения по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юрлица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности), установленного согласно приложению к Постановлению № 22.
Изменения обусловлены результатами проводимого таможенными органами анализа складывающейся практики проведения аудита (услуг по независимой оценке деятельности юрлиц (индивидуальных предпринимателей)) при их ликвидации (прекращении деятельности). Отмечено, что зачастую в отчетах (аудиторских заключениях) содержатся общие выводы без их достаточной детализации, что снижает прикладную значимость представляемых таможенным органам аудиторских заключений и в конечном итоге препятствует развитию института аудита, связанного с вопросами таможенного регулирования.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь