Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018

Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Номер № 05/2019
Количество просмотров 131
Автор аудит, аудит, тендеры, тендеры, закупки, закупки, МАРТ, МАРТ, монополия монополия

Публикуем фрагмент текста Решения МАРТ.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) по результатам рассмотрения Комиссией МАРТ по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, действующей на основании полномочий, предоставленных приказом Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 14 декабря 2016 г. № 133, заявления общества с ограниченной ответственностью «ФБК-Бел» (далее — ООО «ФБК-Бел») о нарушении антимонопольного законодательства в части создания субъектами хозяйствования (см. приложение) на рынке аудиторских услуг условий, ведущих к ограничению конкуренции при выборе аудиторской организации для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия (условие о допуске к участию в процедурах закупки аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin),

УСТАНОВИЛО:

ООО «ФБК-Бел» предоставляет аудиторские, консалтинговые, аналитические услуги. Компания не входит в первую «десятку» рейтинга International Accounting Bulletin (далее — рейтинг IAB).

В штате компании состоит более 60 человек, 30 из которых — аттестованные аудиторы, для которых компания «ФБК-Бел» является основным местом работы, из них 18 аудиторов имеют международную квалификацию по международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО); 3 специалиста являются полноправными членами международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА).

ОАО «ФБК-Бел» сталкивается с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми вышеназванными хозяйствующими субъектами препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).

К данным проявлениям общество относит, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

 

СПРАВОЧНО:

Речь идет о проведении крупнейшего в мире рейтинга, который на протяжении многих лет публикует международный бухгалтерский журнал International Accounting Bulletin. При определении рейтинга аудиторских фирм параметрируется ряд количественных показателей, таких как совокупная выручка сети (основной критерий), ее прирост, в том числе выручка от аудиторских проверок, среднее число специалистов, выручка на одного специалиста, общее число аттестованных специалистов и др.

В первую «десятку» рейтинга IAB входят международные компании Deloitte, PwC, EY, KPMG, BDO, RSM, Grand Thornton Int., Praxity, Crowe Horwath Int., Bay her Tilly Int.

 

По мнению ООО «ФБК-Бел» использование такого условия противоречит норме, установленной подпунктом 2.5 пункта 2 постановления № 229, согласно которой не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки. Место в рейтинге IAB, занимаемое международной аудиторской сетью, никак может не быть связано ни с правом юридических лиц Республики Беларусь осуществлять соответствующий вид деятельности, ни с наличием квалифицированного персонала или опыта работы в соответствующей области деятельности, ни с технической оснащенностью, финансовыми и другими возможностями. Установление подобного условия при проведении закупки является безосновательным и необоснованно сужает круг претендентов для участия в такой процедуре закупки, а также ограничивает добросовестную конкуренцию между потенциальными участниками закупки.

Обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения обращения:

В соответствии с абзацем вторым статьи 12 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон) аудируемые лица, заказчики аудиторских услуг вправе самостоятельно выбирать аудиторскую организацию, аудитора — индивидуального предпринимателя для оказания аудиторских услуг, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Частью второй статьи 7 Закона определено, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы.

Частью шестой статьи 7 Закона установлены дополнительные требования к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, в частности:

·             наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;

·             наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов из числа указанных в части второй настоящей статьи, имеющих специальную подготовку в области МСФО.

Выбор аудиторской организации в соответствии с требованиями постановления № 229 осуществляют юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.

Все субъекты хозяйствования, в отношении которых подано заявление, имеют в уставных фондах более 25 процентов акций (долей), принадлежащих государству, и соответственно выбор аудиторской организации осуществляли в соответствии с требованиями постановления № 229.

В соответствии с частью второй подпункта 2.5 пункта 2 постановления № 229 участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств.

Конкурсная документация о процедуре закупки должна содержать различные требования, определяющие место, сроки, условия оплаты услуг аудита, а также требования к участникам процедуры закупки.

СПРАВОЧНО:

Согласно подпункту 2.8 пункта 2 постановления № 229 документация о закупке формируется в случае проведения конкурентных видов процедур закупок и должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств, в том числе требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Субъекты хозяйствования обусловливают следующими основными причинами наличие требований, превышающих минимально определенные Законом, в частности о принадлежности к «десятке» аудиторских организаций в рейтинге IAB.

ОАО «Минский автомобильный завод» управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».

Деловая репутация компании не должна быть подвержена сомнению основными финансовыми и предполагаемыми инвестиционными партнерами, ведущими производителями автомобильной техники (ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Банк развития Республики Беларусь», КАМАЗ, Группа Газ, Daimer AG, Mercedes-Benz, Volvo group, Volkswagen AG, Paccar. Ford Corporation Company, Scania, Navistar).

ОАО «Гомельский химический завод»:

·             бухгалтерский и налоговый учет на крупных промышленных предприятиях имеет специфические особенности. Как правило, компании с более низким рейтингом практически не имеют опыта аудита крупных промышленных предприятий, что не способствует качественному проведению аудита;

·             проведение работ по поиску инвестора с целью продажи пакета акций;

·             удешевление стоимости аудиторских услуг (проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности по НСФО и МСФО одной аудиторской компанией. Стоимость аудита на 25–35% ниже по сравнению с периодами, когда аудит по НСФО и МСФО проводили разные аудиторские компании);

·             в связи с либерализацией контрольной деятельности в Республики Беларусь (сокращением числа проверок) особое значение для крупных хозяйствующих субъектов имеет качественная аудиторская проверка. Такой подход к проведению закупок косвенно оправдывается отсутствием существенных замечаний по результатам проверок контролирующих органов (КГК, ИМНС);

·             сотрудничество с аудиторскими компаниями, имеющими высокий рейтинг, дает преимущество обществу в случае необходимости привлечения более дешевых кредитных ресурсов из зарубежных финансово-кредитных учреждений. Этот вопрос актуален в связи с тем, что общество занимается вопросами привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов и располагает рекомендациями банков о предпочтительности аудиторского заключения компаний, входящих в первую «десятку» рейтинга IAB;

·             общество на постоянной основе проводит работу по поиску инвесторов с целью продажи части пакета акций. В этом случае наличие аудиторского заключения высокорейтинговой компании по финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, будет являться одним из условий осуществления сделки.

ОАО «Жабинковский сахарный завод» является крупной общественно значимой организацией с долей государства в уставном фонде 100%. По мнению общества, членство в крупных международных аудиторских сетях гарантирует высокое качество аудита, поскольку при приеме в сеть аудиторская организация проходит строгий отбор, вступив в сеть, обязана соблюдать требования единых стандартов и методик аудита, а также проходит внешний контроль качества аудита, что обеспечивает его качество.

ОАО «Скидельский сахарный комбинат».

При организации и проведении конкурсов на оказание аудиторских услуг общество руководствуется, в том числе результатами мониторинга опыта других организаций по определению требований, предъявляемых к участникам при проведении процедуры закупки услуг по аудиту, взятыми из различных информационных источников.

При выборе исполнителя для оказания аудиторских услуг оценка претендентов осуществляется, прежде всего, исходя из их уровня квалификации и профессиональной деятельности на рынке оказываемых услуг, которые соизмеримы с разносторонней хозяйственной деятельностью заказчика услуг.

ОАО «Беларуськалий».

Квалификационные требования, предъявленные к участникам процедуры закупки аудиторских услуг ОАО «Беларуськалий», были сформированы исходя из действующих условий кредитных соглашений с ПАО «Сбербанк России» от 21.07.2015, от 24.12.2015 и ранее полученных рекомендаций межведомственной рабочей группы по реализации мероприятий по подготовке публичного размещения (IPO) акций общества, созданной по поручению Совета Министров Республики Беларусь от 04 июля 2011 г. №07/307-291.

 

СПРАВОЧНО:

ОАО «Беларуськалий» (по поручениям Правительства Республики Беларусь) в 2011 году заключило (в интересах государства) кредитное соглашение с ПАО «Сбербанк России» на сумму 1 млрд. долл. США. С этого момента одним из условий кредитных соглашений являются жесткие требования к квалификации аудиторских компаний.

 

Согласно п. 1.1 раздела 1 действующих кредитных соглашений с ПАО «Сбербанк России» (от 21.07.2015, от 24.12.2015) определение «Аудиторы» означает одну из следующих фирм: «ПрайсвотерхаусКуперс», «Эрнст энд Янг», «КПМГ», «Делойд энд Туш», «БДО Интернэшнл» или любую иную фирму, заранее согласованную Агентом (ПАО «Сбербанк России»).

Межведомственной рабочей группой по реализации мероприятий по подготовке публичного размещения (IPO) акций общества ОАО «Беларуськалий» было рекомендовано произвести выбор международного аудитора для подготовки бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО, входящего в «большую шестерку».

Best Practice (лучшая практика, опыт) исходит из того, что компания, которая планирует стать публичной, де-факто должна соответствовать по уровню открытости, раскрытия информации, используемым коммуникационным сервисам и каналам, применяемым аналитическим показателям, как минимум аналогичным публичным компаниям из такого же сектора экономики (например, ОАО «Беларуськалий» — публичным компаниям из сектора минеральных удобрений).

В настоящее время по поручению наблюдательного совета ОАО «Беларуськалий» проводит подготовительную работу по привлечению финансирования путем эмиссии облигаций за пределами Республики Беларусь. Одним из основных вопросов на подготовительном этапе является получение Comfort letters от компании аудитора (за 3 года по отчетности МСФО) и соответствие их требованиям американского и европейского рынков. Требование предполагаемых банков-организаторов к аудитору (кто подпишет комфортное письмо) достаточно жесткие. Сейчас ОАО «Беларуськалий» (с целью минимизации финансовых затрат и одновременному получению отчетности за 2017 год и Comfort letters не позднее апреля 2018 года) проводит переговоры с банками-организаторами, чтобы оставить действующего аудитора компанию «БДО» (входит в топ-5 мирового рейтинга).

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».

Исходя из специфики деятельности предприятия полагают, что выполнение необходимого объема аудиторских услуг, их качество и соблюдение сроков может обеспечить только аудиторская компания, обладающая достаточным положительным опытом оказания подобного рода услуг именно крупным организациям.

На протяжении нескольких лет РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», являясь крупным кредитополучателем ПАО Сбербанка РФ, при проведении процедуры закупки аудиторских услуг учитывает его рекомендацию при выборе аудиторской компании для проведения аудита и подготовки аудиторского заключения в отношении отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО, руководствоваться опытом и рейтингом международных аудиторских компаний, входящих в первую десятку международного рейтинга по итогам ежегодно мирового рейтинга IAB.

Государственное объединение «Белорусская железная дорога» (далее — БелЖД).

Согласно обязательствам по кредитному соглашению, заключенному между Экспортно-импортным банком Китая и БелЖД, необходимо наличие финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, и проведение аудита этой отчетности всемирно признанной компанией независимых бухгалтеров-экспертов. Кроме того, БелЖД заинтересовано в привлечении заемных средств европейских финансовых институтов на реализацию инвестиционных проектов на льготных условиях (Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк), для чего необходимо наличие аудиторского заключения в отношении финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО одной из всемирно признанных аудиторских организаций.

ОАО «Молочный мир».

Предъявляемые к участникам закупки квалификационные требования в части принадлежности к первой «десятке» аудиторских организаций по рейтингу IAB обусловлены предпочтениями пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, что позволяет им делать достоверные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения предприятия и принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах.

ОАО «Криница» на государственном уровне прорабатывается вопрос подписания Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития касательно предприватизационной поддержки ОАО «Криница» с целью привлечения для ОАО «Криница» иностранных инвестиций (поручение Президента Республики Беларусь от 23.05.2016 г. № 09/124-580 П651). В условия закупки введены требования, удовлетворяющие рекомендациям Правления ЕБРР по выбору уровня международной репутации аудиторской организации для оценки достоверности финансовой отчетности ОАО и предприятий, в том числе составленных в соответствии с требованиями МСФО.

Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования (далее — УП «Белэксимгарант»).

С 2002 года УП «Белэксимгарант» принимает активное участие в работе Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций «Бернский союз», с мая 2016 года — полноправный член данной международной организации.

Среди организаций-участников «Бернский союз» существует негласное правило о привлечении аудиторов, обладающих лидирующими позициями в международном рейтинге аудиторских организаций, опубликованном в International Accounting Bulletin (IAB), в связи с чем УП «Белэксимгарант» в рамках развития международных связей стремится следовать и соответствовать указанным параметрам.

Фундаментальными задачами УП «Белэксимгарант» являются поддержка белорусского экспорта и содействие привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь с использованием страховых инструментов. Реализация данного страхового механизма требует проведения андеррайтинга УП «Белэксимгарант» со стороны международных финансовых институтов и банков на предмет достаточности финансовой устойчивости и активов. Установление прямого финансового лимита на УП «Белэксимгарант» напрямую зависит, в том числе, от рейтинга аудиторской компании, проводящей финансовую оценку УП «Белэксимгарант». Высокий рейтинг Международной аудиторской организации, к которой принадлежит участник, напрямую влияет на успешную реализацию инвестиционных проектов в Республике Беларусь при предоставлении страховой защиты УП «Белэксимгарант».

С учетом вышеизложенной информации, полученной от субъектов хозяйствования, в отношении которых подано заявление, сделаны следующие выводы.

Конкурсной документацией для всех участников конкурса были предусмотрены равные условия для участия. Никто из участников конкурса не ограничивался в участии в зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Для всех участников были установлены единые квалификационные требования, в том числе характеризующие их экономическое и финансовое положение, удовлетворяющие требованиям заказчика. Ни к одному из участников не предъявлялись требования, не установленные конкурсной документацией.

При этом выбор аудиторской организации каждым из хозяйствующих субъектов осуществлялся с учетом конкретных обстоятельств и не был обусловлен поведением (указаниями) других участников рынка либо государственных органов.

Таким образом, материалами по обращению ООО «ФБК-Бел» не установлены признаки нарушения запретов, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон), в действиях хозяйствующих субъектов — потребителей аудиторских услуг.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 9 Закона и пунктом 6 Инструкции о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25 ноября 2016 г. № 42, МАРТ,

РЕШИЛО:

Признать факт отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в действиях субъектов хозяйствования, перечисленных в приложении.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

2. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

3. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.

4. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.
Колонка редактора

1. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

2. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

3. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!